На вагоностроительном в Тихвине - все в респираторах, хотя и раньше в них были. Но теперь без маски — вплоть до увольнения. 47news посмотрел, как льют и варят после первого заражённого.

Тихвинский вагоностроительный 13 апреля начал вторую неделю после обязательных, но внеплановых каникул. Один из работников предприятия попал в число заражённых Covid-19 ещё до отпуска, куда отправил страну президент. Уже в семидневку простоя завод нашёл себя в списке системообразующих.

Корреспондент 47news - создание вообще не заводское. Когда на центральной проходной услышал, что надо пройти вводный инструктаж, то взаправду был готов к обливаниям. То есть натурально - иностранец, запутавшийся в одинаково звучащих — омофонах.

Марина Кувшинова, ответственная за то, чтобы я вышел с ТВСЗ здоровым, выдала мне набор из каски, пластмассовых очков, респиратора с клапаном и синих резиновых перчаток. Оказалось, что именно защиту рук и можно считать новшеством. Остальные предметы, так или иначе, использовались и в докоронавирусную эпоху: респираторы — покраска вагонов и загазованность, очки — сварка и литьё. Просто теперь все эти атрибуты стали в цехах абсолютом. Этого не скажешь про сам Тихвин. В городе человек в маске — редкость.

- В первый день такие были, что ни в какую маски не надевали. На проходной получают, потом она уже в мусорном ведре. Поэтому по подразделениям их стали раздавать. Сегодня без респиратора на завод никто не зайдёт. Если человек в развозке с открытым лицом, машина не тронется. Психологию прямо в салоне ломать приходилось: "Пока маску не наденешь, автобус никуда не поедет". Сегодня точно могу сказать, промплощадка ТВСЗ — самое безопасное место в Тихвине, - коллективно рассказали репортёру становление нынешнего тотального маскарада главный за общение с прессой на заводе Вадим Терехов и замдиректора по работе с госорганами Антон Лаптев.

Я, как мог, трамбовал в памяти минимальный перечень требований безопасности. Пугала не столько невидимая проказа, сколько элементарные навыки перемещения по заводской территории: здесь свои автомагистрали и перекрёстки, ж/д пути, автоматизированные линии, переплетения проводов, лестницы наверх и вниз, места, где ничего не слышно, и там, где можно поговорить по мобильнику. Но я запомнил, что на заводе есть два медицинских пункта и, в случае чего, меня ждут именно там. Затем и расписался в журнале.

Естественно, меня, как и всяк входящего, стрельнули инфракрасным термометром-пистолетом. Не с первого раза, но попали в шею. В бронебойную физиономию было целить бессмысленно.  По пути к литейному цеху нас обогнала машина-поливайка. Даже не знал, чему больше радоваться, тому, что мне удалось соблюсти инструктаж и не попасться у неё на пути, или тому, что подвернулось зафиксировать водную чистку. Если по нынешнему регламенту, то уборка на предприятии проводится в санитарно-бытовых помещениях один раз в четыре часа, в цехах – три раза в сутки, в офисах – один раз в сутки.

По "центролиту", то есть литейному производству вёл и рассказывал директор по производству Алексей Фёдоров. Конечно, мне было сложно. Я пытался запомнить про электродуговые сталеплавильные печи, шихту, магнитные захваты, формовочные линии и полуформы на стержнях, отливки, дробемётную очистку и принципы термообработки. Всё это было помножено на показания температуры, которая на разных этапах понижалась с уничтожающих 1560 градусов до нечеловеческих 300. Короче, какой бы билет на этом экзамене я бы ни вытащил, то по теории центролита я бы был обречён на полнейший провал. К практике журналиста, естественно, никто бы и не допустил. Но мне честно показали весь путь, как рождается ходовая часть будущих вагонов. Там, где льётся металл, и огромные заводские пространства так и вовсе индустриальная эстетика постперестроечного кино "Дети чугунных богов". Машиностроительные боги, как и я, были в касках, масках, перчатках и очках. Между собой не кучковались, а где-то и вовсе эксплуатировали роботов.

Сборочные цеха от литейных отделяет теплотрасса, а встречает самый первый серийный вагон с подписью Путина из января 2012 года. Там тоже всё умно. Участок сборки хребтовой балки, трансбордер, люковой короб. Самое понятное — покраска, финишная маркировка и внесение вагона в систему РЖД. Просто тут уже собранные в единый организм всевозможные атомы-заготовки можно потрогать.

В заводской столовой грозное. Но вовсе не "Поел — убери!", а "Соблюдайте дистанцию! Не допускайте скопления людей!". На полу разметка. До первого, второго и третьего мелким перешагом и так, чтобы соседу в затылок не дышать. На столбах дозаторы с антисептиком. Плюс к ним установили бактерицидные лампы, которые позволяют проводить дезинфекцию воздуха в присутствии людей.

photoeditorsdk-export.png

Руководство вспоминает 6 апреля, когда в первый после каникул рабочий день, открылись двери столовой. В проём хлынул поток. Разметку игнорировали, масками пренебрегали, на колбы с антисептиками внимание не обращали. Но уже во время поедания дежурного бутерброда все в чатах обсуждали и комментировали оперативно сделанные фотографии из едальни, где не было разницы между до и после недельного простоя. Собственно, теперь без антикоронавирусного ритуала в столовую не зайдёшь.

Что касается здесь и сейчас, то каждый день штаб — с 10 до 11 утра. Круглосуточная термометрия. Если выявили повышенную на проходной — отправляйся домой, если на производстве — то туда же, но через заводской медпункт. Он круглосуточный. Из дома оповести врача. Проверят. Если по статистике, то после каникул одного с температурой остановили на проходной, одного запеленговали в цеху. Оказалась ОРВИ. Дневная смена — это под 2 тысячи на производстве и тысяча офисных. Само собой, не только тихвинцы. Тут же бокситигорцы и жители Пикалёво. Нахождение на промышленной территории без маски — вплоть до увольнения. Параллельно бдит общественный контроль. В случае чего, члены "Союза женщин ТВСЗ" и заводского "Союза воинов-интернационалистов" готовы поделиться своими наблюдениями насчёт соблюдения трудовой дисциплины и мер безопасности от коронавируса. Естественно, памятки про Covid-19 на каждом шагу. В качестве помощи городу от ТВСЗ передано 100 спецкостюмов врачам, и по 50 полицейским и волонтёрам. В планах закупка ещё 20 тысяч респираторов.

Что действительно поражает при подъезде к заводу так это гектары стоящих вплотную машин. "Если у ТВСЗ такое, то что тогда у проходной в Тольятти делается", - мелькнуло в голове. Но, с другой стороны, капсулы на колёсах не болеют, а если и чихают, то только выхлопными. Но на предприятии признают: "Думали, что автобусную развозку наладим и автомобилистов меньше станет. Не тут-то было".

Александр Калинин,
47news