С момента введения института личного банкротства (октябрь 2015 года) число граждан, которые не в состоянии платить по долгам, увеличилось в восемь раз. Это следует из данных единого федерального реестра "Федресурс", которые во вторник приводят "Известия".

За год количество банкротств физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, выросло на 68% и на конец марта составило 22,4 тыс. 

Подавляющую часть процедур, а именно 93%, инициировали сами должники. Оставшиеся — запустили конкурсные кредиторы и налоговая. В целом по стране за три месяца зафиксировано 15 новых банкротов на 100 тыс. населения.

— Эта тенденция — следствие наработки технологий и практики, а также распространения информации о возможностях самой процедуры. Последствия кризиса в виде неизбежного ускорения роста числа банкротств, особенно в случае его упрощения законодателем, мы увидим не ранее чем через год, — рассказал руководитель проекта "Федресурс" Алексей Юхнин.

Сложная экономическая ситуация в России и мире, вызванная распространением COVID-19, приведет к шквалу банкротств не только физических, но и юридических лиц. Хотя у последних наблюдался нисходящий тренд. По данным "Федресурса", в I квартале количество обанкротившихся компаний уменьшилось до 2,6 тыс. фирм, что на 11,2% меньше, чем годом ранее. Полугодовой мораторий для бизнеса лишь смягчит удар, полагают опрошенные "Известиями" эксперты.

Правительство в рамках антикризисных мер запретило кредиторам с 4 апреля подавать заявление на банкротство. Помимо системообразующих и стратегических предприятий запрет распространяется на компании и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность пострадала от пандемии. Речь идет об отрасли авиаперевозок, индустрии развлечений, туризме, общепите и гостиничном бизнесе. Всего в перечень вошли 1,3 млн субъектов, из которых 948 тыс. — ИП, 342 тыс. — юрлица. Нововведение не действует в отношении процедур физлиц.

Запрет на процедуру несостоятельности — одна из мер, призванных помочь компаниям справиться с шоковым состоянием. Аналогичный опыт уже применили в Испании, Швейцарии и Австралии, отмечает Алексей Юхнин. По словам директора Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игоря Николаева, принятый мораторий смягчит ситуацию, но волны банкротств не избежать в 2021 году.

Этот запрет в условиях сохранения заработной платы за счет работодателя, а также переноса, а не отмены налогов, не снизит количество банкротств бизнесменов, считает партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Елена Якушева.

— Главным негативным моментом для кредиторов может стать возможность ряда предпринимателей, попавших под мораторий, подготовиться к банкротству: вывести активы, перевести бизнес в другую компанию. Тогда как для должников большим минусом будет увеличение кредиторской задолженности в период моратория, — отметила она.