Конь и пони провели ночь перед фабричной проходной на окраине Ивангорода. Инициативу проявил арендатор. Он не испытывает ненависти к белогвардейцам, но на территории - козы.

Пенсионер-предприниматель Фёдор Ноздря не первый год мастерит утеплитель в промышленно-историческом раздрае прядильной фабрики барона фон Штиглица на Парусинке в Ивангороде, а вечером 23 марта сорвался на лошадях. По указанию цеховика охранник не пустил на территорию мануфактуры 22-летнего серого мерина Графа Шувалова и 8-летнего Марципана той же масти.

С июля прошлого года парнокопытные проводили ночи в советских гаражных постройках при фабрике, а днём паслись в парке усадьбы Штиглица. Хозяйка животных — Елена Штиглиц — главный ландшафтный архитектор Русского музея и потомок того самого знаменитого промышленника и банкира Александра Штиглица. У неё же в гараже две козы и пять козлят.

photo_2020-03-24_17-12-42.jpg

Свидетели иваногородской операции "Стоять, Зорька" рассказывают 47news, что обошлось без "маяковщины". В том смысле, что никакого вам: "лошадь, не надо, лошадь, слушайте". Самого Ноздри у ворот не было. Начальнический приказ "Лошадей не пускать" до хозяйки и конюха донёс охранник. У него есть ключевой ресурс — кнопка, двигающая ворота. Корм выставили за забор. А дальше — не бей копытом, счастливо расставаться. При этом в гаражах на фабричной территории остались две недоенных козы.

Граф Шувалов, Марципан и козы - часть детского образовательного проекта с элементами цирка. Как рассказала 47news Елена Штиглиц, лошадей летом в Ивангород она перевезла для устройства конно-спортивного клуба для ребят. В орбиту зоологического проекта попали и козы. Животный мир планировали разместить в заброшенном фабричном корпусе с конюшней, но нужно было пройти через конкурс "Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры". Именно в его оперативном наследии находится промышленное наследие барона Штиглица. Но с конкурсом затянули. У агентства же арендует площади в нескольких корпусах для своего льноджутового предприятия Фёдор Ноздря.

- Не могу объяснить, откуда этот конфликт возник. Может, Ноздря просто не может смириться, что он не будет больше себя здесь единственным начальником чувствовать. Он же ничего не объяснял толком, а просто грозил: "Не пущу". А прежде и волонтёров выгонял, которые на фабрику на субботник приезжали, - заявила 47news Елена Штиглиц.

Сегодня её в паре ветеринаром всё-таки впустили на территорию фабрики покормить коз. У одного из животных врач зафиксировал сильную гематому, ушиб и порванные ткани.

47news дозвонился до Фёдора Ноздри и спросил, а не нервируют ли его околачивающиеся в попонах у забора фабрики Граф Шувалов и Марципан:

- Мне тоже это всё неприятно, коробит, - заявил арендатор.

- Так зачем же вы лошадей не пустили в конюшню? - поинтересовался корреспондент.

- Не имеют они права здесь находиться. Это агентства площади, а документов никаких разрешающих они предъявить не могут. Я им и говорю: "Езжайте и договаривайтесь".

- Но получается, что вы инициативу проявляете, агентство ведь отмашку не давало?

- Но документов-то у них нет, - тянул своё Ноздря.

- Фёдор Леонидович, может, у вас ненависть какая есть к Штиглицам? Всё-таки, где барон, там и белогвардеец. А дед у вас за красных воевал? - не понимал отношения к лошадям корреспондент.

- Никакой ненависти я к ним не испытываю, - на слове "белогвардейцы" Ноздря даже усмехнулся.

В 2018 году областной комитет по архитектуре и градостроительству объявил конкурс эскизных проектов благоустройства пешеходных зон в населенных пунктах с населением менее 15 тысяч жителей. Второе место занял проект развития Парусинки от Елены Штиглиц и Елены Ивановой. Больше о планах что-то изменить в промышленном районе имени барона ничего слышно не было.

Прямо напротив обветшалых корпусов бывшей прядильной фабрики барона фон Штиглица, на другой стороне реки Нарова, в Эстонии расположены законсервированные корпуса Кренгольмской мануфактуры. В царской России эти два предприятия - главные текстильные производства империи. Развал Союза ударил и по Кренгольму, и по Штиглицам. Нарвское предприятие обрело шведских владельцев и через банкротство превратилось в культурное пространство. Площади его собрата-конкурента в Ивангороде сдавались случайным арендаторам и хирели.

Уже несколько лет как в бывших фабричных цехах Кренгольмской мануфактуры ежегодно проводится фестиваль современной классической музыки  "Дни оперы в Нарве". На модные дефиле в прядильные цеха приезжает президент Эстонии Керсти Кальюлайд. В этих же стенах Тартусский новый театр ставит при полном аншлаге своих "Кремлёвских соловьёв". В полукилометре от Кренгольма в такой же исторический фабричный квартал Парусинка не пускают лошадь.

Александр Калинин,
47news