Король Мухаммед закрыл небо над Марокко, а через полчаса в гостинице в Касабланке на пол рухнул 69-летний диабетик Владимир. В королевстве полтысячи застрявших наших. Они прислали 47news "аусвайс".

В два часа дня по Москве 22 марта король Марокко Мухаммед VI официально закрыл магрибское небо для гражданских самолётов. В это время корреспондент 47news  разговаривал по WhatsApp  с российскими туристами, застрявшими в отеле Windsor в Касабланке -  предпринимательницей из Гатчины Светланой Курмакаевой и Андреем Садыковым из Краснодара. Ситуация в частной гостинице усугублялась прямо в процессе разговора.

- Вот, Александр, о возможности чего мы десять минут назад вам говорили, случилось. Один из пожилых членов нашей группы упал, Владимир, 69 лет, у него диабет в очень серьёзной форме, мы побежали оказывать помощь, - неожиданно прервала разговор Светлана. Владимира удалось собственными силами поднять на ноги.

Вернулась к беседе уже с другой информацией. Если прежде из гостиницы нельзя было выходить после шести вечера, когда в Касабланке наступает комендантский час, то теперь покинуть Windsor можно, только получив "аусвайс". О новых правилах рассказали на стойке регистрации. Есть только пять причин, чтобы оказаться на улице. Как могли попытались разобрать арабскую вязь. Прогулки запрещены, только по работе, в магазин, к врачу, в аптеку, и некие неопределённые надобности. Бумагу надо визировать в гостинице.

photo_2020-03-22_16-47-21.jpg

Начиналось всё достаточно спокойно. Группа из самых разных российских городов прибыла в Касабаланку 11 марта. В Winsdor было много молодых коллекционеров впечатлений, что объяснимо. Тепло, но не жарко, пиковый сезон ещё не наступил, билеты дешёвые, к тому же тревожных сведений из Марокко про коронавирус не поступало, хотя как раз в этот день, 11 марта, ВОЗ объявила мировую пандемию коронавируса . Говорили, правда, про гибель какой-то пожилой итальянки с букетом болезней, но от чего она умерла, толком не известно. Уже 15 марта стало понятно, что королевство переходит на иной режим существования, а запланированный на 19 марта обратный рейс в Россию отменяется. Естественно, обратились в консульство. Оттуда до сих пор приходит лишь неопределённое: "Ждите, мы вас всех будем обзванивать".

- В Winsdor сейчас 50-60 россиян, из них под 90% - молодые люди, всего в Марокко застряли около полутысячи соотечественников. Рассредоточены по разным местам. По нашим данным, в еще двух-трёх гостиницах точно есть россияне. Были девушки-соседки, так они уехали к знакомым в деревню, 60 километров от Касабланки. Как будут возвращаться, непонятно, город закрыт, - рассказал Андрей Садыков.

Светлана: Мы сейчас платим за всё сами, тур закончился. День в Winsdor – это 40 евро. Это не дорогой отель. Но есть те, кто решил перебраться ближе к аэропорту, чтобы в случае чего улететь. Но в тех гостиницах цены взвинтили до 220 евро. Люди боятся покинуть отель, а, с другой стороны, страшно, что тебя начнут выселять. Были те, кто успевал авиабилеты в Европу купить за 100 000 рублей, а рейсы тут же отменяли. При этом они рисковали, не знали, где их на карантин посадят - в Риме, Париже, Амстердаме. Молодёжь на последних копейках живёт. Она с рюкзачками сюда приехала. Молодые на завтрак пьют чай и булочки с собой забирают, этим и живут. Не знаю, что с ними через два-три дня будет.

 - Комендантский час в Касабланке, это как?

Светлана: После шести часов – полный запрет выхода на улицу. Днём можно сходить в магазин, купить йогурт и воду. Он в часе ходьбы. Многие позакрывались. Ходим группой с рюкзачками. Патрули видят, что иностранцы идут. Пока нас не останавливали. Ночью число военных увеличивается. Во многих странах коронавирус, но не везде БТР с автоматчиками на улицы выводят. Ночью вообще все улицы перекрыты.

Андрей: Мы сами пытаемся разобраться, что происходит, и понимаем, что проблемы только нарастают. Тут своя политическая ситуация. Между войсками и королём существует определённое напряжение. Монарх постоянно теряет рейтинг. Есть решение ввести войска в Касабланку и в столицу Рабат, блокировать эти города. Все вспоминают попытку путча 1973 года, тогда военные пытались взять власть, с помощью авиации. Нам еще под военный переворот не хватало попасть. Просто хочется побыстрее уехать.

фото: предоставлено туристами

- Местные, персонал в отеле стали менять к вам отношение?

Светлана: Открытой недоброжелательности не замечали. Но когда по улице идут европейцы, местные отворачиваются, прячут лицо. Понятно, что здесь тоже истерия нагнетается, вирус поймать никому не охота. В магазине расплачиваешься, а тебе сдачу уже швыряют на прилавок, а не в руки дают.

- Цены, естественно, рванули вверх?

Светлана: Мы с подругой покупаем фрукты и овощи. Цены на них уже достигли российских. Вчера купила пластинки от боли в горле "Стрепсилс" за тысячу рублей в переводе на наши. 80% аптек закрыто. А мы ведь сюда не по аптекам ходить приехали. Но люди с собой привозили лекарства из расчёта времени нахождения в Марокко. Они заканчиваются. А оно уже прошло. В аэропорт разрешено ездить только таксистам одной компании.

 - Другие иностранцы в Касабланке есть?

Андрей: Французы, испанцы, немцы, даже маленькая Чехия своих оперативно вывезла. Мы следили над небом над Марокко через сервис Flightradar, оно всё было в самолётах, а теперь пусто. А по нам никаких телодвижений. Полная неопределённость. Если бы 15 марта знали, что будет такая ситуация, то бросили бы всё и улетели на любых условиях. Но нам-то говорили, что всё под контролем. Теперь говорят, что закрыть и открыть небо над Марокко в состоянии только король, и что закрыто оно только для гражданских судов, а мы за вами якобы спецборт вышлем. И снова без какой-либо определённости, просто ждите. Нам не слишком осведомлённые теперь пишут: "Куда вы ехали?". Но тут всё спокойно было, просто тёплое подбрюшье Европы.

47news позвонил на горячую линию российского консульства в Касабланке. На ней тотально занято.

Александр Калинин,
47news