У итальянцев практически введен комендантский час, и они привыкают говорить по скайпу. В Риме 47news нашел журналиста. Он говорит: "Очень плохо, но выражать возмущение карабинерам не советую".

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила о глобальном распространении инфекции Covid-19. Один из очагов в Европе находится в Италии, где уже 12 тысяч случаев инфицирования. 47news поговорил с писателем и журналистом Джульетто Кьеза. Он в прямом смысле в зоне риска: 79 лет, живет в Риме. В 1980-1990 работал московским корреспондентом газеты "Унита", а в 1990-х - издания "Ла Стампа".

- Как там Рим переживает эпидемию?

- Можно сказать, вся Италия инфицирована. Мы все на карантине. Самая сложная ситуация в Милане, но к Риму приближается быстро. Движение практически заблокировано. Метро и автобусами никто не пользуется, большинство предпочитает машины. Количество людей, которые выходят на улицы, уменьшается каждую минуту, практически. Вчера на улице в центре города не было ни одного человека. Ситуация очень и очень напряженная.

- Итальянцы известны своими яркими эмоциями. Поменялась ли манера общения?

- В целом, народ не теряет оптимизма. В сети распространяют шутки. Но на вопрос "как поживаете?" сейчас никто не говорит "хорошо", только "очень плохо". Все задумались о здоровье.

- Можете ли свободно перемещаться по городу?

- Двигаться можно, но на улице могут остановить, надо предъявить так называемую мотивацию, почему ты находишься на улице, куда едешь и как долго будешь оставаться на улице. Самая частая причина, конечно, поход за продуктами. Остановить на улице могут карабинеры, полиция и "гвардия финанза" (аналог налоговой полиции — ред.). На выездах из города установлены блокпосты, там всех проезжающих осматривают с применением тепловизоров. Полиция вооружена, но люди активно не сопротивляются. Если начать возмущаться, могут арестовать.

- Рекомендуют ли власти чаще проходить осмотры и показываться докторам?

- Наоборот, советуют не ходить в больницы. Врачи говорят: если здоровье позволяет, оставайтесь лучше дома. Почувствовали себя плохо — звоните по телефону, за вами приедут. Потому что иначе есть риск заразить всех, кто рядом.

- Можно ли уехать из Рима?

- Не всегда. Я сам не пытался, потому что не было необходимости. Один мой друг хотел съездить навестить дочь в семи километрах от столицы. Ему не разрешили.

В принципе, уехать из Италии можно, это не запрещают. Но лоукостеры отменили рейсы. "Алиталия" отправляет рейсы в Москву, но они улетают пустые, никто не движется. Я сам на днях собирался в Москву, но меня предупредили, что могу оказаться на карантине в России, поэтому лететь очень опасно. К тому же, в Европе к итальянцам теперь относятся предвзято. В Париже и Берлине встречают и отправляют в больницы. Это было бы неприятно. Но скоро эпидемия дойдет и до них, так что нужно быть терпимее.

 

- Как итальянцы реагируют на карантин и необходимость менять распорядок?

- Мне сложно судить, потому что сам последние дни сидел дома, выходил только вчера. Конечно, есть определенная часть людей, которая реагирует спокойно, а есть те, кто сильно возмущается. И это понятно. Приходится менять привычки. Раньше вышел из дома, пошел в бар. Не все понимают необходимость чрезвычайной ситуации. Вообще мне кажется, что, если бы карантин ввели дней 15 назад, эффекта было бы больше. Но время потеряно, так что еще дня 3-4 будем привыкать.

- Католики смирились с запретом месс?

- Да, этого многие не хотели, но ничего не поделать. Я сам занимаюсь политикой, а это связано с регулярными встречами. Так что все контакты перевели в Skype, общаться лично стараемся минимально.

- Из-за эпидемии в уме появляется такая картина апокалипсиса. Например, сразу представляются пустые полки в магазинах. Ощущается ли в Риме дефицит продуктов?

- В первые часы карантина паника началась на севере. В столице все более-менее спокойно. Все, что необходимо, можно найти. Хлеб, молоко и вода есть.

 

- Работают ли бары, рестораны, театры, опера?

- Бары и рестораны открыты, но до шести вечера. После этого на улице никого не должно быть. Исключение делают для тех, кому по работе нужно находиться на улице: электромонтеры, сотрудники дорожных служб, скорой помощи. Каждую минуту ждем, что правительство закроет все магазины, кроме аптек и продуктовых.

90 процентов учреждений уже закрыты, не могут работать в этих условиях. Туристов очень мало. Большая часть гостиниц закрыта, никто не едет.

Большая потеря для Италии — футбольный чемпионат страны. Молодежи сложно без развлечений. Но им намекают: своими свободными перемещениями вы принесете проблемы пожилым родственникам. Этому вирусу же подвержены люди примерно моего возраста. Читайте книги, пожалуйста.

С точки зрения экономики, конечно, ситуация трагическая. Утром уже говорили, что правительство выделит 25 миллиардов евро на поддержку предпринимателей, а население освободят от налогов. Это влечет большие последствия. Мы ничего не выпускаем, придется брать займы, а кто их будет отдавать? Начнутся проблемы между Италией и Европой. Так что, по-моему, через три-четыре месяца начнутся большие проблемы.

- Обсуждают ли соотечественники, почему именно Италия стала эпицентром распространения коронавируса?

- Есть несколько предположений. Для этого надо знать историю. Италия очень тесно связана с Китаем, экспортировали продукты и ткани, люди часто ездили туда-сюда. Я убежден, что против Китая организовано заражение. Очень сомневаюсь, что вирус случайно распространился на рынке. Китай растет стремительно, завоевывал влияние. Это, конечно, не нравилось конкурентам.

- Объясняют ли власти, как долго продлится карантин?

- Никто не знает. С нетерпением ждем тепла, как говорят, инфекция тогда должна пойти на спад. У нас каждый день по телевизору показывают отчеты: сколько заразилось, умерло, вылечилось. Следим за Китаем, там вроде эпидемия притормозила. Поживем-увидим. Это, конечно, поворотный момент не только в истории Италии. Мы первые, но скоро большая часть Европы окажется в трудном положении.

Андрей Карлов,
47news