Напитки в небольших пластиковых бутылках — 0,25 и 0,33 л — в России могут исчезнуть из продажи уже в будущем году.
Как пояснил "Известиям" исполнительный директор Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, концепция о расширенной ответственности производителей (РОП) должна вступить в силу уже в 2021 году. Она предполагает увеличение нормы утилизации товаров и упаковки до 100%. Согласно последней версии документа, по его данным, компании не смогут самостоятельно перерабатывать отходы и будут обязаны уплачивать экологический сбор. Хотя ранее Минприроды оставляло за ними право выбора: утилизировать отходы или платить.
Производители напитков платят экосбор с 2018 года. Но сегодня норматив утилизации для стеклянной тары составляет 25%, для пластиковых бутылок — 20%. По стеклянным бутылкам объемом 0,25 л сумма сбора составляет 2564 рублей за 1 т, ПЭТ-упаковке — 3844 рубля, алюминиевой — 2423 рубля.
По словам Новикова, компании уже оценили объем дополнительной финансовой нагрузки в случае появления новых правил. На экосбор придется направлять в общей сложности 13,5 млрд рублей в год. 1 л напитка в рознице может подорожать на 1,5–3,5%, отметил он.
— Это может привести к сокращению линейки товаров. А значит, компаниям придется пожертвовать небольшими форматами бутылок: 0,25 л и 0,33 л, — сказал он.
В пресс-службе Минприроды сообщили, что масса стеклянной бутылки емкостью 0,25 л — 187,4 г, емкостью 0,33 л — 265 г. А это значит, что сумма экологического сбора на бутылку составляет 12 и 17,6 копейки соответственно. Такие расчеты ведомство привело, исходя из действующих нормативов утилизации: 25% на стеклянную упаковку. Если же нужно будет уничтожать до 100% упаковки, сумма экологического сбора на бутылку емкостью 250 мл вырастет на 36 и 52,7 копейки соответственно.
— Если увеличение экосбора на 36 копеек ведет к удорожанию товара на 3,5%, значит, сейчас товар стоит чуть больше 10 рублей. Но таких цен на напитки в стеклянной таре 250 мл и 330 мл нет, — подчеркнули в ведомстве.
В министерстве напомнили, что производители стеклотары будут не только плательщиками, но и получателями средств экологического сбора. Они получат больше средств, если начнут активнее заменять первичное сырье стеклобоем.
Представитель Российского экологического оператора (РЭО, формирует систему обращения с твердыми коммунальными отходами) уверен, что тара с рынка не исчезнет.
— В Германии, где отлично работает эффективная система расширенной ответственности производителей, на прилавках магазинов присутствует тара разного объема, — подчеркнул он.
Только конкуренция, потребительские тренды и покупательская способность диктуют бизнесу, каким будет объем тары, никакой связи с новой концепцией РОП нет, убеждены в РЭО.