Каждый, у кого дома хранится ружьё, может оказаться в роли петербургского судьи, чей сын подозревается в убийстве товарища. Так получается, что если проворонил своё оружие - получи судимость. 

У гражданина Российской Федерации, пусть и судьи, не важно - хранится две единицы огнестрельного оружия. Для точности - официально зарегистрированные ИЖ-18 и ИЖ-81 с разрешением до августа 2024 года. Выстрел в голову 15-летнего подростка был произведён 7 марта из помпового ИЖ-81. 

Согласно действующим правилам, оружие должно "храниться в условиях, обеспечивающих его безопасность и сохранность, исключающих доступ к нему посторонних лиц". На практике это запираемые на замок оружейные сейфы, шкафы или ящики из высокопрочных материалов. Патроны нужно хранить отдельно в патронном отделении, что логично с точки зрения безопасности. Крепить или не крепить сейф - дело добровольное и нерегламентируемое. С другой стороны, этого зачастую требуют участковые. Здравый смысл здесь есть - ящик вертикальный, а значит может упасть. При незакрытой двери и заряженном ружье вариант опасный.  

Можно пока только предполагать, что произошло в квартире судьи в деталях. Но уже очевидно, что ребёнок либо близкий ему человек взял ружьё и либо зарядил его, либо оно было заряженным. И вряд ли подросток для этого фомкой взламывал сейф. Он был либо открыт, либо было известно, где ключ или комбинация электронного замка. Возможно также, что оружие лежало вне сейфа. 

Вне контекста мотивов, обстоятельств и административных санкций, интересно следующее: поскольку между небрежным хранением и совершением тяжкого преступления прямая причинно-следственная связь, грозит ли владельцу оружия уголовная ответственность. 

По словам управляющего партнёра московской коллегии адвокатов Александра Лялина, последствия для владельца ружей чётко описаны в статье 224 Уголовного кодекса "небрежное хранение огнестрельного оружия". 

Часть первая этой статьи о том, что ответственность наступает в случае, если условия хранения позволили использовать оружие третьим лицам, а это, в свою очередь, повлекло ранение или смерть. Норма напрямую связана с федеральным законом "Об оружии". В нём недвусмысленно прописано, что оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих сохранность, безопасность и исключающих доступ к нему посторонних лиц, - прокомментировал собеседник.   

Опрошенные 47news адвокаты подтвердили эту диспозицию. Здесь отметим, что максимальная санкция по вышеуказанной статье УК составляет арест на полгода, либо ограничение свободы на год.  

Как официально сообщала Росгвардия, в России легально владеют оружием около четырех с половиной миллионов граждан. В их распоряжении 7,3 миллиона единиц оружия. Около семи миллионов приходится на гражданское огнестрельное, в том числе охотничье. Так что история сына судьи потенциально касается практически каждой десятой семьи в стране. 

Виктор Смирнов,
47news

Контекст:

Как сообщает "Фонтанка", 8 марта следователи продолжают беседовать с сыном петербургского судьи, которого задержали после убийства друга. Юноша объясняет, что не планировал не то что убивать, но даже стрелять. Единственной причиной взять отцовский ИЖ-81 из сейфа, с его слов, было желание порисоваться перед друзьями. Он показал помповое ружьё, передёрнул затвор, но, по всей видимости, не проверил патронник, раздался выстрел. Пуля попала другу в затылок с короткого расстояния, рана оказалась смертельной. Стрелок бросил оружие и, находясь в явно неадекватном состоянии, с помощью лифта перетащил тело с третьего этажа на седьмой и сбежал. Поиски продолжались до утра, беглеца нашли в Пушкине.

Следственный комитет возбудил дело по статье 105 УК — "Убийство". ИЖ-81 направлен на экспертизу, ход расследования на контроле у центрального аппарата СК. Для подозреваемого следователи собираются просить домашний арест.