Губернатор Ленобласти готов сдавать в прокуратуру подчиненных, а дольщикам – говорить всё, что о них думает. Сыр – бедным, деньги – детям. Так он возвращается в омут муравейников.
Больше года прошло с тех пор, как жители новостроек Всеволожского района в последний раз встречались в здании правительства с расширенным составом чиновников. В четверг, 27 февраля, на мероприятие пришёл не только стандартный для подобных совещаний строительный Михаил Москвин, но и губернатор Александр Дрозденко.
Стоит сказать, хаотичный формат разговоров, с которого начался этот диалог власти и общества пару лет назад, сменился на сугубо деловой. Если поначалу граждане могли задавать важные (для них) вопросы, и чуть ли не в лоб, переходя то в наступление, то в обвинение, сегодня уровень дошёл до максимально мирного. Я бы сказала, миролюбивого.
Все вопросы, следовательно, и ответы, были готовы заранее. Зачитывал их Михаил Москвин, а отвечали те, кому положено из профильных ответственных лиц. Гражданам отвели роль блогеров – им позволили снимать на смартфоны. Порой, если Дрозденко считал нужным, у зала спрашивали, всё ли им понятно и хотят ли они что-то уточнить. Одна из активисток, кстати, пришла в чёрной кожаной юбке, а другая – в колготках с узором и разрезом спереди. Всего этого сидящим за трибунами было не видно.
Скучная стилистика не предполагала сенсаций, и, скорей всего, это устраивало всех собравшихся. За то время, что региональная власть пошла по пути такого общения с электоратом, у некоторых активистов появился статус муниципальных депутатов. Тем, кому повезло меньше, порой достаточно выложить стрим в группе в социальной сети.
Поднимаемые темы тоже были не новы, и спасти всё это могла бы только харизма Дрозденко. Держался он, как мог, но зачихал. Не в приятном смысле, что на всех, а по-настоящему.
Потому единственным ярким моментом стало обсуждение завода "Петро-сервис" в Новодевяткино. Предприятие мучает своими выхлопами от сжигания непонятно чего, и Александр Дрозденко уточнил, что уничтожают там санкционку. "Лучше бы отдавали сыры и колбасы обездоленным", - возмутился он. Кстати, так мыслит большинство россиян.
Замглавы администрации Всеволожского района Марина Тоноян рассказала, что уже были попытки запретить это непонятное производство, но не вышло. Росреестр отказал в возбуждении административного дела, а раз государство не установило факт нарушения, дальнейшие действия можно считать бессмысленными.
Выяснилось, что на встрече нет председателя комитета экологического надзора. Бывший, Николай Борисов, напомним, покинул свой пост три недели назад, а после этого задержали по подозрению во взятке начальника отдела Шмаркова. Москвин, переглядываясь с главой Госстройнадзора Денисом Горбуновым, признался, что приглашение в адрес и. о. Алексея Рылеева посылали, а пришёл ли ответ, не в курсе.
Москвину поручили позвонить в приёмную губернатора и экстренно вызвать Рылеева. Тот набрал номер, там не отвечали. Трубку передали председателю комстроя Константину Панкратьеву. У того получилось, и Рылеев явился через десять минут. Его фигура явно только расстроила губернатора, а тот повторил всё, что все уже слышали.
- Ваши предложения? – переспросил с явным напором Дрозденко.
- Надо ещё раз проработать, - не ответил тот.
- Надо что-то делать с этой живопыркой. Смешно уже. Там печка размером с автомобильную, а закрыть не можем в течение года, - разозлился Дрозденко.
Не новым, а потому навязшим на зубах, был вопрос появления дороги на улице Арсенальная. Через территорию, находящуюся в собственности компании "Дальпитерстрой", несколько лет назад почти достроили трассу до метро, но не смогли оформить. Москвин переложил ответственность на администрацию Всеволожского района, заметив, что там отказались брать землю в муниципальную собственность.
- Если нам отдадут, мы её примем, бесхозную дорогу брать мы права не имеем, - не согласилась замглавы администрации, а Дрозденко закипал.
Выяснили, что "Дальпитерстрой" по-прежнему готов отдать актив, но просит за это разрешить ему высотное строительство. "Давайте, я буду ответственным за этот вопрос. Срок – до марта 2020 года", - благородно взял удар на себя Москвин.
Словно соревнуясь в давности тем, вспомнили об отсутствии канализации Новодевяткино в домах 80-ых годов. Представитель местной администрации пояснил, что буквально только что было принято решение идти по пути концессии. "Завтра планируем занести", - пообещал он, но добавил слово "документы". По планам Москвина, как минимум, к июню 2021 года этот вопрос так или иначе будет решён, потому что достроят ЖК "Галактика", с которым не справился его предшественник Пасяда.
- Так что нам людям сказать? – переспросили активисты, и у них, впрочем, никто не уточнил, каким людям.
- Переводя с русского на русский: решение должно быть не позднее апреля 2021 года, - пообещал он.
Пока обсуждали, хватит ли новой школы, которая появится возле того самого ЖК "Галактика", заволновались о том, хватит ли детских садиков. Саму школу, кстати, Москвин пообещал довести до ума в 2022 году. То ли это был экспромт, то ли так планировалось, Александр Дрозденко пообещал в связи с этим мини-реформу. В прошлом году было принято решение выплачивать по 9,6 тысяч рублей тем, кому более полутора лет назад отказали в возможности поступить в дошкольное учреждение.
По словам главы региона, в прошлом году на различные виды компенсации из бюджета было выделено 3,4 млрд рублей, в этом году планируется потратить уже 5 млрд рублей. Однако жители, присутствовавшие на встрече, спросили, нет ли планов включить в пороговое значение и факт наличия ипотеки. "Денег, может, у семьи меньше, но это не учитывается", - заметила одна из них.
На это губернатор ответил, что, в целом, он согласен, но такое трудно прописать в финансовых документах. По его словам, возможно увеличение порогового значения до 100% от среднего душевого дохода. Если сейчас семья из трёх человек имеет право претендовать на компенсацию при общем доходе в 69 тысяч рублей, то потом эта цифра достигнет 90 тысяч. Помимо этого, он хотел бы изменить критерий по нахождению в очереди. Если сегодня компенсацию дают тем, кто стоит в ней 1,5 года, то потом она будет положена только тем, кто получил отказ год назад.
Заочно досталось обманутым дольщикам, которые здесь вроде и не предполагались. Но их напор так давно отражён в головах областных чиновников, что незримо они всё равно присутствуют. Воспользовавшись поводом, Дрозденко припомнил декабрьскую акцию протеста возле Дома правительства - тогда покупатели ЖК "Три кита" от "Лидер групп" чуть не заблокировали движение по Суворовскому проспекту.
По словам губернатора, его не устраивает, как дольщики пытаются принудить областное правительство выписать разрешение на ввод в эксплуатацию застройщику, хотя у того не решён вопрос ни с парковками, ни с оформлением последнего этажа. "Завтра Горбунов подпишет, а послезавтра сядет в тюрьму. Сегодня вы требуете от нас ввода, а потом спрашиваете, а где наши дороги и социальные объекты", - жаловался губернатор.
Не называя имён, но явно имея в виду владельца, миллиардера Александра Некрасова, глава региона заявил, что "кое у кого жадность заслонила совесть". "Знаете, есть диаграмма. Круг, а там – "жалость", "жадность", другие чувства. У некоторых в этом кругу одна жадность, а остальное маленькими такими кусочками", - выразился он.
И сделал важное заявление: "Было бы у меня десять Горбуновых, я бы сдавал их каждый день в прокуратуру. Но на это место никто не хочет идти". Денис Горбунов немного округлил глаза. Промолчал с теми же глазами.
Прежде чем приступить к длинному рассказу на тему будущих медицинских учреждений, председатель комздрава Сергей Вылегжанин взял пачку документов.
- Вот так придёшь к нему, а он вместо таблетки бумаги начнёт читать, - сказал губернатор, кивая на Вылегжанина и обращаясь к Москвину.
- А мы ему коронавирус поставим, - пригрозил глава комздрава.
- И сразу в Боткина, - согласился Дрозденко. Впрочем, переспросил у Москвина: "Отдохнёшь там?" Последний ничего не ответил. Покраснел тоже молча.
Примерно через два часа шутки кончились, а мозг автора перестал воспринимать происходящее. Как и добрая половина зала. На волне оставался, кажется, только Михаил Москвин, упорно читавший и читавший вопросы из списка. В нём были все светофоры, тротуары, газоны, ларьки Нового Девяткино, Мурино, Бугров, Кудрово, Всеволожска. Причём, Мурино разделили на четыре части и обсуждали трудности житья в каждой из них.
Через три часа ушёл и Москвин, попросив стать чтецом губернатора. Тот тоже упорствовал, даже не ускоряясь. Правда, пару раз оборвал Вылегжанина, всё порывавшегося доложить о развитии системы поликлиник и их отличия от амбулаторий.
Завершилось всё через четыре часа.
Губернатор пообещал возобновить практику общения с активистами новостроек, признав, что ему надо оживить суть основных проблем. Правда, судя по тому, что часть из них застыла, сделать это будет не сложно.
Юлия Гильмшина,
47news