Избавление "Мега-авто" от части своих автосалонов - жанр аварии. Большинство игроков не рассчитали экспансию такси, каршеринга и смену модели потребления. 47news поглощает рынок цифрами.

С "Фонтанки" пришла позитивная новость: Банк "Санкт-Петербург" помогает в эффективной и прозрачной реорганизации компании "Мега-Авто". За ней скрывается продажа части автосалонов. На рынке говорят, что покупателем активов выступит дилерская группа Объединенная автомобильная корпорация – наследница почившей РРТ. Это вполне вероятно, ведь основатель РРТ Олег Барабанов сегодня занимает один из кабинетов на начальственном 20-ом этаже штаб-квартиры банка "Санкт-Петербург" на набережной Невы. Продадут, скорее всего, автосалоны тех марок, которые генерируют меньше всего прибыли, но не лишенные привлекательности для инвестора. Для бизнеса это не только изменение состава конкретных дилерских групп, но и свидетельство тектонических сдвигов на автомобильном рынке.

Автомобильный бизнес, будучи одним из самых передовых в начале двухтысячных, искал и нашел разные способы акселерации продаж. Тут были и мошенничество, и изощрённый маркетинг, и в, конечном итоге, многие предпочли остаться при понятной парадигме: автодилеры подают рекламу, а какие-то люди что-то покупают. Или не покупают.

Пик продаж авто в России пришёлся на 2008 год. Тогда, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было продано 2,8 млн машин. В 2019 году продано 1,76 млн машин, годом ранее - 1,8 млн. Тренд продаж идёт вниз. А некоторые лидерские группы строили сети в расчете если не на рост, то на стабилизацию продаж.

Как специалист по Петербургу, я могу сказать, что городе в 2019 году были проданы 153 628 новых легковых автомобилей. Всего парк автомобилей в Петербурге немного превышает 1,4 млн. Есть мнение, что 250 машин на 1000 жителей для такого города как Петербург - немного. Думаю, каждая семья, имеющая одну машину на мужа и жену, считает также – немного. Значит, есть потенциал для роста. Как для продаж машин, так и для сервиса. А значит, нужны будут автосалоны.

Если автобизнесмены руководствовались такими суждениями при получении банковских кредитов на расширение сети, то их дела скучные. И мы можем понять, что сессии стратегического планирования они не проводили. Иначе они бы обязательно делали SWOT-анализ по себе и конкурентам и там неминуемо пришлось бы задуматься над опасностями и возможностями.

Риски для автопродавцов обозначились как более чем значимые ещё в 2008 году, когда упали цены на такси в немалой степени благодаря безумствам оператора "Везёт", уронившим цены вплоть до "так не бывает". Потом консолидация отрасли, появление каршеринга, платных парковок на улицах и сокращение парковок у жилых домов. Действительно, есть такой чудесный квест в Кудрово или на намывных территориях Васильевского – "припаркуйся за час". Новые же возможности нашли единичные игроки.

Один из петербургских дилеров изменил подход к продажам машин, развернувшись от дистрибьютора к клиенту, поставив клиента и его задачи во главу угла. Московские дилерские сети пошли со столичным размахом: группа "Панавто" стала совладельцем каршеринг youdrive, обойдя резко всех конкурентов по продажам автомобилей Smart.

Группа Major, представленная в Петербурге автосалонами "Олимп" (Mercedes, Cadillac, Nissan) и "Автофорум" (Mercedes) сформировала парк автомобилей, предоставляемых в Аренду под брендом Яндекс.Драйв.

Надо ли говорить, что они сами себе эти машины продали, сами их обслуживают и потом, по выходу из эксплуатации, сами же продают уже подержанными.

По данным сети "Евроавто", в Петербурге парк такси около 50 000 машин, каршеринг не менее 10 000 штук. Вроде не так много. Так, да не так: пробег автомобиля в каршеринге за год - 40 тысяч км. А такси за год накатывает - 100 тысяч. Средний пробег машины обычного горожанина составляет около 20 тысяч. Так что, ремонтный ресурс такси равен ресурсу примерно пяти машин, каршеринга - 2,5 обычных авто.

В Петербурге из 1 421 000 машин старше 3 лет 1 174 000 единиц. То есть всего 247 000 машин младше 3 лет. И тогда 60 тысяч машин такси и каршеринга уже имеют заметную долю. А если помножить количество машин на их ремресурс, то цифры для традиционной бизнес-модели автобизнеса становятся угрожающими.

В зданиях бывших автосалонов в городской черте открылись продуктовые магазины: в автосалоне "Гриффин" (Skoda, FIAT, Great Wall) - гипермаркет К-Раута (теперь "Лента"), в "Автомире" на проспекте Науки - "Перекресток", в "Аларм-Моторс" на Левашовском – опять "Лента". Автосалонам, находящимся вне жилых массивов, повезло меньше – они, как правило, просто стоят закрытыми. Хотя некоторым повезло: огромный салон Атлант-М (позднее РРТ) на Пулковском шоссе стал гаражом подразделения "Газпрома"

Мои кулуарные разговоры с глазу на глаз с теми, кто управляет дилерскими центрами показывают неутешительные результаты: мысли о необходимости смены бизнес-модели в голову не приходят. Потребности в этом нет.

Между тем на дилеров наседают не только конкуренты с модифицированной бизнес-моделью, но и агрегаторы объявлений и интернет-рекламы. Стоимость привлечения клиента все время растёт, забирая всю маржу от продажи машин и лишая заработка, ресурса для развития.

Недостаточно просто хорошо делать то же, что и раньше.

Виталий Новиков,

бизнес-технолог,

специально для 47news

На всякий:

Группа "Мега-авто" возникла в Петербурге в 1993 году на Бухарестской улице как одноименная площадка по продаже автомобилей ВАЗ.

Затем в состав группы вошли салон Hyundai "Восток-Авто", дилер Audi "Русь-Авто", Mitsubishi – "Галант-Авто". В итоге была сформирована группа, представляющая 9 автомобильных марок: Audi, Hyundai, Genesis, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Skoda и Volkswagen через дилерскую сеть из 16 дилерских центров в Мурманске, Петербурге, Калуге, Волгограде.

В лучшие времена группа имела 24 салона в шести городах России, в том числе в Москве у компании была целая автодеревня из пяти автомобильных брендов на Киевском шоссе. В 2014 году холдинг "Мега-авто" продал автодеревню группе "Автоспеццентр".