В 2019-м россияне купили 5,1 млрд упаковок лекарств, говорится в материалах DSM Group, которые в среду публикуют "Известия". Это на 1,8% меньше, чем годом ранее. Падение рынка в натуральном выражении произошло впервые с 2015 года — до этого он рос в пределах 2,9–4% ежегодно.

Значительнее всего сократились продажи лекарств от болезней пищеварительного тракта (на 26,4 млн упаковок), нервной системы (на 21,4 млн) и средств от простуды (21,2 млн). Медикаменты других категорий граждане в прошлом году тоже приобретали реже. Исключение составили только средства для сердца и сосудов (их продажи выросли на 2%) и для лечения заболеваний кожи (плюс 1%).

Хоть россияне и стали реже ходить в аптеки, они вынуждены покупать более дорогие препараты. Средняя взвешенная цена за пачку лекарства в декабре составила 220 рублей, на 10,8% превысив аналогичный показатель 2018 года. Поэтому в денежном выражении продажи препаратов в 2019-м выросли на 3%, впервые превысив 1 трлн рублей. Тем не менее, темпы увеличения выручки оказались минимальными для розничного фармрынка с 2013 года, следует из данных DSM Group.

На снижение продаж лекарств повлиял всё же комплекс причин, уверен заместитель гендиректора по развитию фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков. Одной из них может быть то, что часть россиян экономят на лекарствах, считает специалист. Ведь как минимум в первой половине прошлого года реальные доходы граждан практически не росли, аргументировал он свою позицию.

В начале 2020 года паника вокруг коронавируса для ряда потребителей может оказаться импульсом к покупке, например, иммуномодуляторов, предположил Глушков. Однако в целом глобальное влияние на результаты продаж за год этот тренд вряд ли окажет, считает эксперт.