До конца года технические средства для автоматической фиксации ДТП планируется интегрировать с автоматизированной информационной системой (АИС) ОСАГО, сообщил "Известиям" глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. Это позволит осуществлять обмен данными между ЭРА-ГЛОНАСС и АИС ОСАГО.
По словам Юргенса, к середине года РСА начнет подготовку документации для разработки необходимого программного обеспечения. С помощью нового ПО данные, зафиксированные "на борту" автомобиля, которые в зашифрованном виде передаются в госсистему ЭРА-ГЛОНАСС, смогут затем отправляться в АИС ОСАГО и далее — конкретной страховой компании для расчета выплат.
Это упростит оформление аварии без вызова ГИБДД — по европротоколу. Он действует, если столкнулись только два автомобиля, у обоих водителей есть полисы ОСАГО, в ДТП нет пострадавших, а ущерб не превышает 400 тыс. рублей.
Подготовку к реализации этой услуги ведет и оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС — АО "ГЛОНАСС".
— Совместно с РСА разработаны требования к терминалу, который сможет передавать информацию об обстоятельствах аварии — направлении движения в момент столкновения и самом ударе (профиль ускорений или замедлений, график ударных нагрузок), эти требования зафиксированы в действующих национальных стандартах, — сказал директор по управлению и развитию продуктов АО "ГЛОНАСС" Артем Климовский.
Сейчас модулями ЭРА-ГЛОНАСС в стране оборудовано более 4,8 млн автомобилей (с 2017-го их ставят на все новые и ввезенные в РФ машины). Они способны осуществить экстренный вызов и передать оперативным службам местоположение и данные попавшего в ДТП авто (цвет, марку, vin-номер).
По словам Климовского, прорабатывается вопрос установки устройств, способных передавать сведения, необходимые страховщикам, на самые массовые модели. В обсуждениях участвуют ведущие автопроизводители, подчеркнул он. После появления новых модулей ЭРА-ГЛОНАСС водителю достаточно будет после аварии нажать кнопку SOS системы экстренного реагирования, чтобы направить все данные в страховую компанию.
Сегодня около 52% аварий оформляется по европротоколу, в остальных случаях — с участием ГИБДД, следует из данных РСА.
Как пояснили в союзе, установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями не освободит автовладельцев от оформления документа, который должен быть подписан обоими участниками ДТП, — им по-прежнему придется заполнять извещение о ДТП (это можно сделать в электронном виде через приложение "Помощник ОСАГО") и передавать в страховую бумажное заявление о возмещении ущерба. Но не нужно будет фотографировать повреждения для максимальной выплаты в 400 тыс. рублей (максимум без фото — 100 тыс. рублей).
— Могут быть проблемы с качеством фотографий, если авария произошла вечером или ночью. При наличии блока ЭРА-ГЛОНАСС с расширенными функциями момент удара автомобилей и место происшествия будут автоматически зафиксированы. Схема аварии и повреждения при этом, как и раньше, описываются в извещении, — отметили в РСА.
По мнению сопредседателя Союза потребителей РФ Антона Недзвецкого, услуга будет востребована автомобилистами, она также позволит страховщикам эффективнее выявлять мошенников, имитирующих ДТП.
Вместе с тем, по мнению юриста, использование системы экстренного реагирования не должно стать единственным способом подтвердить факт ДТП. По его мнению, это откроет страховым компаниям лазейки, чтобы отказывать в выплатах — например, если система не сработала из-за отсутствия связи либо повреждения машины при ударе.