"Вы виновник войны, Ельцин", "Улицы Грозного завалены трупами солдат", выдавали журналисты 25 лет назад после новогодней бойни в Чечне. 47news нашел газеты, которые наплевали на цензуру.

В наше время скоростного интернета и тотальных мессенджеров за войнами и терактами наблюдают в режиме онлайн. У российских срочников, въезжавших утром 31 декабря на танках в ощетинившийся Грозный, в карманах не было смартфонов. Новогодний штурм президентского дворца Джохара Дудаева, разбомбленный ж/д вокзал и льющаяся кровь по площади с милым названием Минутка не сопровождали хэштеги и репосты. Из газет о той мясорубке Россия узнала 4-5 января. 47news отправился в газетный фонд Российской национальной библиотеки. Там хранится то, что именно писали отечественные СМИ про главный эпизод дебюта российских войск в восставшей Ичкерии.

В последний день 1994 года "Красная звезда" - главная газета вооруженных сил РФ со своих страниц донесла главное с пресс-конференции министра обороны Павла Грачёва в Моздоке: Грозный в кольце - первый этап чеченской операции завершён, теперь надо очищать город от бандформирований.

"Коснувшись утверждений некоторых журналистов о неминуемом штурме Грозного, генерал армии Паве Грачёв подверг сомнению само понятие "штурма". Оно, как известно, подразумевает массированные бомбоштурмовые удары по городу", - когда 31 декабря читатель "звезды" вместе с дежурным утренним бутербродом проглатывал и эти строки из последнего, трёхсотого, выпуска газеты, четыре российские группировки уже двигались к Президентскому дворцу. Спецкор "Красной звезды" по горячим точкам Владимир Житаренко станет первым российским журналистским "двухсотым". Собственно, портрет улыбающегося Житаренко и будет на первой полосе первого в 1995 году выпуска рупора Минобороны. Он попадёт к читателям только 5 января. Для номера-реквиема министр Грачёв найдёт слова соболезнования, сама же редакция так и не нашла слова "штурм". Его не встретить в хронике чеченских событий, она подготовлена по сообщениям пресс-службы правительства. Там про Джохара Дудаева и его бункер на окраине Грозного, моджахедов, прибывших из Афганистана, взрывающиеся под землёй канистры с хлором. Есть потери, но в целом российские войска контролируют донельзя криминализированный город.

- Захваченный в плен органами контрразведки дудаевский боевик Василий Нестеренко, уроженец станицы Николаевской Чеченской Республики, содержавшийся ранее в центральной тюрьме Грозного, сообщил, что 31 декабря 1994 года из камер были освобождены все уголовники, изъявивших желание участвовать в боевых действиях против российских войск. Он назвал имена 70 уголовников, - сообщала о ситуации в Чеченской столице "Красная звезда".

Красная.jpg газета "Красная звезда"

К этому моменту уже все, кто на новостной волне, знали, что в Грозном в ночь с 31 декабря на 1 января началась бойня. Российские танки и бронетранспортёры горят, как спичечные коробки, а в них - неопытный молодняк со все страны.

Отпраздновавшая своё четырёхлетие и поднаторевшая на освещении переворотов и прочих путчей радиостанция "Эхо Москвы" в новостном блоке в 16 часов 1 января выводит в эфир вице-президента Ингушетии Бориса Агапова.

- Сейчас в Грозном происходит ужасная трагедия... Грозный превращён в мясорубку. Наращиваются силы и бросается всё больше подразделений: и вертолётный десант, и наземные войска, - не сдерживал себя политик с Кавказа.

Ему в противоход казёнщина руководителя пресс-службы российского правительства Валентина Сергеева. По его информации в Грозном тушат пожар на одном из комбинатов:

"У нас такой устрашающей информации нет. Наша информация носит более деловой характер, с отсутствием какого-либо привкуса сенсационности и странных панических настроений... в Грозном тушится пожар, возникший на одном из нефтеперерабатывающих предприятий".

Из телевизионщиков мощней всех выступил канал НТВ. В вечерних "Итогах" ведущий Евгений Киселёв тревожно констатирует, что в новогоднюю ночь российские части предприняли полномасштабный штурм центра Грозного, а 1 января стало днём самых ожесточённых и кровопролитных боёв за все три недели войны. Он не без гордости говорит, что "энтэвэшники" — единственные российские телевизионщики, оставшиеся в столице Чечни. Они же попадают в подвал Президентского дворца, где не застают Джохара Дудаева. Там же находится группа депутатов Госдумы во главе с уполномоченным по правам человека Сергеем Ковалёвым. По городу бродят оборванные чеченцы с Калашами и гранатометами.

- Похоже, что оставшиеся в живых танкисты ведут беспорядочную стрельбу в сторону боевиков. Трудно признать, что они контролируют местность ... Видя, что воюют исключительно с детьми, ополченцы злятся не на них, а на тех, кто отдаёт приказ, - передаёт из горящего Грозного молодой тележурналист Борис Кольцов в неказистом пуховике.

Это потом он станет спецкором в Нью-Йорке, а пока снимает российских пленных с кровавыми культяпками в подвалах президентского дворца. Счёт идет на сотни и погибших, и покалеченных.

сюжет НТВ

Репортаж Кольцова станет не единственным из новогоднего Грозного. Там же и его коллега Елена Масюк. А в Москве уже своим мнением с НТВ делится экс-председателя Верховного Совета РФ чеченец Руслан Хасбулатов, затем — либерал-реформатор Егор Гайдар. Тут же опрос общественного мнения. А на закуску фрагмент архива — министр обороны Грачёв спрашивает в Моздоке у чеченских старейшин, а не будет ли местное население считать российских солдат агрессорами. Ему не советуют входить в Грозный.

Коллеги НТВ с РТР в 23 часа 1 января также сообщают о сложно обстановке в Грозном, но надрыва не чувствуется.

- Оружейная и автоматная канонада доносится из района железнодорожного вокзала из заводского района... На улицах очень много вооружённых людей, которые называют себя ополчением. Сегодня в Грозном сложно. Так начался Новый год здесь, — передаёт в репортёр "Вестей" А. Самолётов.

Утренние новости 2 января по "Радио России" не будоражат, а передают статистику от пресс-центра командования объединёнными силами в Чечне:

- За прошедшие сутки ситуация в Чечне существенно не изменилась. Подразделения федеральных сил обстреливались 23 раза, в том числе 19 раз в Грозном. Один убит, раненых нет... Ужесточён контрольно-пропускной режим. С 19 часов рассвета запрещено движение транспорта передвижение людей на улицах, - именно эти слова диктор зачитывал по радио, которое работало на каждой кухне страны.

Основная пресса по событию новогодней ночи в чеченской столице выйдет 5 января. Исключение — петербургская газета "Смена". Её читатель уже в среду 4 января в "подвале" видел две заметки журналиста Александра Горшкова. Будущий главред "Фонтанки" в те дни дозвонился до вице-президента Ингушетии Бориса Агапова и ловил сводки отечественных и западных информагентств, а также сообщения пресс-служб.

- Очевидцы свидетельствуют, что улицы Грозного забиты подбитой техникой и завалены трупами российских солдат... В ход шло любое оружие - от гранатомётов до бутылок с "коктейлем Молотова", которым пользовались местные подростки... 1 января только в бункере президентского дворца находилось около ста пленных, - вёл счёт Саша Горшков в заметке "Новогодняя ночь в Грозном стала последней для сотен россиян".

Смена-1.jpg газета "Смена"

На следующий день "Смена" также выходит с чеченкой темой. На этот раз она подымается из подвала на самый верх полосы. Горшков дозвонился в Назрань до уполномоченного по правам человека Сергея Ковалёва и до депутата Госдумы Льва Пономарёва. Рядом со статьёй — карикатура. Борис Ельцин снимает с маску и костюм добродушного политика, а за ним оказывается свинорылый вояка в каске и с автоматом.

- Военнослужащие оказывают отчаянное сопротивление, но они обречены, если немедленно не получат подкрепления, - рассказал сменовцу Горшкову о том, что видел в Грозном Ковалёв. Он ручается, что войска Дудаева контролируют Грозный.

Смена-2.jpg газета "Смена"

Самая откровенная иллюстрация к грозненскими событиями у "Комсомольской правды". С первой полосы на читателя смотрит улыбающийся президент Борис Ельцин с поднятым бокалом шампанского у новогодней ёлки, а перед ним обезображенные тела на снегу. На фотоколлаже не разобрать, русские это или чеченцы, но мысль предельно доходчивая. "Нет пороха, нет правды, нет президента", - рубит заголовком "Комсомолка". Журналисты газеты коллективно признаются, что, конечно, хотели бы сделать первый выпуск искрящимся и хмельным, как брызги шампанского, но не вышло, так как газета "не изменит своим читателям, убеждениям и орденам".

Космомолка.jpg газета "Комсомольская правда"

Первая и вторая полоса орденоносной газеты целиком и полностью в чеченской проблематике. Заголовки на любой вкус, но все о новогодней бойне. "Я убил шесть чеченцев", "Солдатские матери едут на войну", "Улицы Грозного стали братской могилой для русских солдат", "Позор в том, что армию втянули в эту авантюру". Рекламу акций "МММ" авантюриста Сергея Мавроди практически не увидеть, зато тут же фотографии пленных русских бойцов от Reuters, а также инфографика, как именно русские танки ползли к президентскому дворцу и железнодорожному вокзалу.

Трудно не прочитать заметку "Я — северянка, но готова на кровную месть". Это жительница Сыктывкара Елена Холопова. Она не может найти сына-срочника и подозревает, что он в Чечне. Карой грозит лично первому лицу в государстве.

- Виновник войны - вы. Придёт день, вы перестанете быть президентом, и тогда вы рискуете оказаться в тюрьме за приказ убивать в Чечне. Возможно, вы окажитесь в одной камере с Дудаевым... С "праздником", который вы устроили всей стране! - трудно представить, чтобы сегодняшняя "Комсомолка опубликовала подобное.

12.jpg газета "Комсомольская правда"

Та же фотография пленённых в грозненской тюрьме российских солдат от Reuters и на первой полосе "Известий" от 5 января. Рядом со словами про "явный провал" и "военное безумие" реклама шоколадных яиц Kinder Surprise, а также информация о возможности поставок шоколада из Испании и Франции. Но гвоздь первого номера — репортаж специального корреспондента "Известий" Ирины Дементьевой "Новый год в Грозном".

- Российских военных по мере приближения к Грозному видим только издали - окопавшимися в поле. Закопаны по самую башню танки, вырыты окопы, из прорези в палатке торчит труба, идёт дым. Решили здесь зимовать? - описывает свою дорогу к грозненскому району частной застройки Новые Алла Дементьева.

Там находится дом чеченца Раппы Ахъядова. У него недавно погибли двое молодых племянников.

1234.jpg газета "Известия"

Зато третья полоса отдана патриарху аналитико-публицистической журналистики, доктору экономических наук Отто Лацис. В материале "Удастся ли остановить очередную попытку реванша 60-летний Лацис выводит что-то из разряда напоминающее "Откуда есть и пошла чеченская война". Там варианты сценариев, ссылки на времена противостояния с парламентом, вбитый клин между Ельциным и российской демократией и распроданный золотой запас.

По соседству мнение народного артиста России Сергея Юрского: "Нет! Не воевать! Не утюжить танками собственную землю! Остановить государственное насилие!" - не скупился на восклицательные знаки киношный Остап Бендер из фильма Михаила Швейцера.

Известия-2.jpg газета "Известия"

Главное издание страны "Российская газета" пытается успокоить население. "Мир можно восстановить была бы только добрая воля..." рупор страны публикует интервью пресс-секретаря президента страны Вячеслава Костикова, который тот дал ИТАР-ТАСС. Он как может сглаживает углы. Забавный штрих. У "Российской газеты" тоже есть фото российских солдат из Чечни. Но только с подписью "Фото с экрана телевизора".

- У многих впечатление, что взялись не за скальпель, а за топор? - подталкивает Костикова к ответу журналист.

- Согласен, что действия весьма далеки от ювелирных. Но Россия вынуждена применить ту меру давления и те средства, к которым вынудила её чеченская сторона, - дипломатично отвечает пресс-секретарь Ельцина.

Российская-1.jpg "Российская газета"

А на второй полосе "Российской газеты" статья "Отвергают газават", про то, как диаспора чеченцев в Москве не приемлет дудаевские призывы к терактам и кровной месте. Выходит, что все, кто посещает культурный центр "Даймох" в российской столице не хотят взрывать метро — это бредовый замысел лидеров Грозного.

Российская-2-2.jpg "Российская газета"

На удивление не быстрой оказалась газета "Ъ" на тот момент ещё со словом Daily в большом логотипе. 10 января издание выходит с заголовком "Тринадцать дней региональной войны государственного масштаба". Журналист Иван Сидоров рассуждает о понятии "держава" и так же называет президента России ответственным за начало столкновений. Тут же набор положений международного права, которые могут быть применены к конфликту в Чечне: там Гаага, там Женева, там конвенции и дополнительные протоколы. А вот традиционные карикатуры художника Андрея Бильжо про недотёпу Петровича вовсе не про войну, а про реформы.

- Чтобы ни говорили в последнее время о том, кто реально управляет Россией, очевидно, что конкретное и окончательное решение о начале силовой операции в Чечне принял Борис Ельцин. И двинул он танки на Грозный месяц назад только ради победы, которая казалась легкодостижимой и такой желанной, - начинает журналист, а как будто зачинает какую-то былину.

Коммерс-1-1.jpg газета "КоммерсантЪ Daily"

Министр обороны России Павел Грачёв обещал, что возьмет Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка. В новогоднюю ночь, когда российские войска штурмовали Грозный, генералу исполнилось 47 лет.  Первая чеченская растянулась на два года. За штурмом последуют бои в горных районах республики, террористические акты в Будённовске и Кизляре, попытка боевиков вернуться в Грозный и ликвидация с неба Джохара Дудаева вместе со спутниковым телефоном.

Если по официальным данным Генштаба, то в объединённой группировке войск с 31 декабря 1994 по 1 января 1995 года погибли 1 426 человек, ранены 4 630 военнослужащих, 96 солдат и офицеров оказались в плену, более 500 пропали без вести. Только к 21 февраля 1995 года Грозный был окончательно блокирован.

Александр Калинин,
47news