Молодой петербуржец на "копейке" проехал от Праги до Улан-Удэ, а 23.12 жмет в Марокко. 47 news выяснил, откуда такая тяга, и как протянуть 800 км без тормозов.
Его зовут Илья Чудеса. Ему 26, родился в Питере. Несколько лет назад открыл, между прочим, на Итальянской улице кафе "The Breakfast Club" . Это имя важного американского фильма - "Клуб завтрак", снятого за восемь лет до рождения собеседника. Там дети, как ни странно, взрослеют, и родителям это тяжеловато дается. Кстати, и у нашего путешественника папа и мама точно не крутые.
- Откуда у человека 93 года рождения появился советский автомобиль 1976 года? Он старше на 17 лет.
- Честно говоря, это моя десятая машина, и первые "Жигули". Они были куплены на убой, специально под "Монгол ралли 2018". Получилось, что нашел такого классного зеленого цвета и старался максимально беречь. Она пережила ралли и покаталась после этого по ближней Европе и по Прибалтике. В понедельник (23 декабря — ред.) отправляюсь на ней в долгое путешествие, в Марокко.
- Откуда взялась идея поехать на "Монгол ралли"?
- Я давно мечтал. До этого много ездил на дальние расстояния, а несколько лет назад увидел машину с наклеечкой ралли и, разузнав детали, загорелся. Сейчас стало сложно со стартом, стало много машин, это создает проблемы. Из-за этого перенесли старт из Лондона в Прагу: иначе было тяжело выехать из Англии. В 2018 году было 450 машин — рекорд. Средний возраст участников примерно мой, может, чуть помладше. Много австралийцев, американцев. Идея возникла – увидел машину, начал готовиться. Нужна большая сумма.
- Когда появилась первая машина?
- Права получил в 18 лет, ездил на маленькой маминой "Форде Фиеста". Однажды поехал с друзьями на концерт в Хельсинки. Одним днем. Много раз ездил в заполярные места, в Териберку. Это недорогая, но колоритная поезда. На "Фиесте" доставлял пиццу, гонял, как мог, и через полгода купил "Вольво" S40, двухлетнюю, потом поменял ее на "Чероки" 1987 года. У меня было три таких, все "Чероки" были старше меня, все четырехлитровые, максимально не бандитские. Две были белые, одна с наклейками ООН. Они мне нравятся, еще потом куплю такую, хотя не особенно надежные, много едят, но на них прикольно. "Фиат" 500 был, другие посредственные машины вроде нового VW или "Фокуса". Потом "Порш" 944 появился, недорогой. Авантюра - зимой летал за ним в Тюмень. Широкий, красивый. По технической части особо ничего не делал, только избавлялся от колхоза.
- Это значит, что избавлялся от примитивных инженерных решений от тюменских умельцев?
- Ну да, избавлялся от колхоза – стояли ручки от "Жигулей", от "восьмерки".
Они подходят один в один. Светодиоды всякие. На торпеде – дырка вместо магнитолы.
От Тюмени шли три дня, там три тысячи километров.
- Есть легенда, что первую "копейку" делали итальянцы, а вашу?
- Много запчастей было родных. Она у меня довольно быстрая. 170 км/час едет по автобану в Германии и в Турции. В потоке ехали, штрафов не приходило. Только из Скандинавии бывают штрафы. На прокатной машине в Италии вечно получаю штрафы. А на русские номера нет, не бывает штрафов, хотя я у самого Колизея парковался на "копейке".
- Пытаюсь понять мотивацию покупки "Жигулей".
- Если честно, изначально купил для "Монгол Ралли" "Ниву". Если машина старше 30 лет, то в этой гонке нет ограничений по объему двигателя. Но меня все разубедили. Все сказали, бери классику. "Ниву" купил тысяч за 70 рублей, потом продал за эти же деньги. "Копейка" стоила мне 120 тысяч. Я у нее третий владелец. Она лет 5 стояла в паркинге, ее не успели убить тюнингом.
- Приобрели, поменяли двигатель на инжекторный, съездили на ней в Прагу, что дальше?
- До этого тестово съездили в Ригу. Часто туда езжу, из ближайших городов мне больше всего там нравится Хельсинки, Таллинн, Рига.
- Как ехали от Праги?
- Сначала мы поехали в Альпы. Мы ехали втроем: мой брат и мой друг, который переживал развод с женой. Швейцария – единственная страна, куда не решились соваться на "Жигулях". Это же экологический класс Евро 0 (новые машины, к примеру, "Евро 5"), и в Швейцарии могут докопаться. В других странах нет, только попросят сфотографироваться с машиной. Заехали в австрийские Альпы, я очень люблю Инсбрук. Оттуда в Италию, там зависали долго, потому что у брата девушка — итальянка. Дальше на пароме в Албанию. Это не самый популярный маршрут "Монгол Ралли", мы встретили по дороге только две машины.
- Правильно я понимаю, что у "Монгол Ралли" известны дата старта и дата окончания?
- Есть финальная точка, есть условное время финала, раз в три дня проводятся вечеринки, потому что команды приезжают в разное время. Весь путь у нас занял 55 дней. Но обратно я ехал один, друзья улетели. Сама дорога от Праги до Улан-Удэ — примерно 5 недель, мы финишировали 27 августа, как раз у брата был день рождения.
- Албания – странное место?
- Очень классная, необычная страна, повсюду старые "мерседесы", повозки с лошадьми, и бункеры. Мы там не ночевали, просвистели до Греции, до гор, которые называются Метеоры. Оттуда в Турцию. Стамбул прошел мимо нас: было сложно, жара +40, огромные пробки, подкипало – сгорели два бензонасоса. Если честно, из запчастей у меня с собой были только бензонасосы, это какая-то известная тема, что у "Жигулей" сгорают именно бензонасосы. И были у меня датчики с собой: тоже от жары выходили из строя, поменять не сложно. Мы почти не ломались. Интересный факт – не пробили ни одного колеса. Хотя с собой были 4 запаски.
После Стамбула отправились в Каппадокию. Там было необыкновенно круто, я катался по горам на квадроцикле. Потом мы отправились в Грузию, через Батуми и потом в Тбилиси. Получается, от Каппадокии до Батуми я доехал в один присест, очень устал. В Тбилиси мы зависли надолго, круто там, гостеприимно. Там была классная тусовка, ребята там ждали парома неделями. Проблема в том, что у европейцев виза разовая, они не могут много раз въезжать в Россию.
- Оранжевое вино?
- Нет, я ж за рулем все время. Не пил в дороге. А ребята – да, особенно если с ирландцами зависнут, то это вообще грусть-тоска. Последний вечер в Тбилиси помню. И утро следующее помню, как они лежали за завтраком на столе. По военно-грузинской дороге через Казбек приехали в Россию. Заезжали в Грозный. Странное чувство, когда пересекаешь границу Калмыкии и Дагестана. Там настоящая граница, реальная, нас обыскивали больше, чем везде до этого. Такая граница буддизма и ислама.
- Не было сыкотно в Чечне и Дагестане?
- Нет. Но мой друг-дуралей умудрился там нарваться на неприятности – он был в шортах, там нельзя. Подошли военные, попросили переодеться. Адекватные, но ведь заранее было ясно. Несколько дней мы провели в Астрахани, потому что нужно было последнее ТО сделать машине. Фильтры, масло. Нас же спонсировал Motul, с собой масло не везли. Мы вообще мало везли с собой. И нас все спрашивали на старте: "Where is your staff?" (Где ваш багаж? — ред.). Но вот я хотел так: все, что помещается в багажник, то мы и берем. Больше ничего! Не хотел в красивом салоне видеть кучу всякого хлама. В багажнике было две запаски, огромный бак, семь футболок.
- Дальше в Казахстан?
- Не доезжая Казахстана, на границе, у нас сломался замок зажигания. Мы стояли в очереди на границе, и нам было не завести машину. Мы попытались "угнать" свои "Жигули", и это оказалось несложно. И долго еще машина заводилась с проводков. Оттуда въехали в Узбекистан, отправились на Памирский тракт. Одно из самых крутых мест! Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Памирский тракт – 4600 метров максимальная высота, очень красиво. Очень гостеприимные к русским. А после Узбекистана въезжаем в Таджикистан, и я вообще … . Невероятно: солнечные батареи везде, идеальные дороги, хорошие машины, я был удивлен. Узбекистан – сплошные "Дэу" и немного старых "жигулей". В Киргизии мне не понравилось — там уже на границе попытались за что-то взять денег.
- А вы не менялись?
- Почти нет, в основном, я вел. У брата есть права, но он особо никогда не водил. Один раз за руль сел мой друг, когда я очень устал и засыпал уже практически. Это было в Казахстане. Через полчаса пути он сбил лошадь. Вся родная краска ушла, в итоге просто переда не стало. А нам еще до России пилить, до Барнаула больше тысячи километров. Мы там надолго застряли с полицией. Лошадь сбежала, с ней все было в порядке. Мы сбили лошадь в 5:50. А по казахским законам, если происшествие случилось до 6 утра, то ответственность несет хозяина стада. Друга моего сначала хотели лишить прав, мы же покинули место ДТП, так как там никакой связи не было. Но по итогам полиция нашла хозяина стада, и нам заплатили 200 баксов. Типа дорогая тачка, "Монгол ралли", все дела. Кое-как доехали до первого городка после Казахстана – Рубцовск. Там мы за одну ночь нашли капот. Уже было довольно много подписчиков в Инстаграме у нас, и нашелся паренек, который вместе с отцом нам помогли. Всю ночь мы вытягивали перед, привязав тросом к машине и к столбу.
- Двигатель не улетел?
- Нет, нам повезло. Капот срезал форсунки, и установился в миллиметре от лобового стекла. Капот ушел вверх. Лошадь, получается, как бы присела на капот. Починили машину и через Алтай пролетели к границе: боялись, что закроют на выходные, но из-за гонки пропускной пункт работал и по субботам. Монголия – невероятная. Появляется небольшой городок, а потом тысячи км ничего. Встречаешь только кочевников. Едешь по степи, дороги нет. Там начали строить дороги, но они часто заканчиваются обрывом. В Монголии у нас лопнул тормозной шланг, который меняли как раз в Астрахани. А больше запасных не было, и мы в итоге ехали без тормозов. И вот в один из таких моментов, когда дорога оборвалась, мы довольно много пролетели, ударились об землю, у нас оторвало защиту картера, но все выжило.
- Двигателем тормозили?
- Мы долили тормозной жидкости, тормозили двигателем и немного ручником. Проехали без тормозов километром 800, наверное. Это было сложно. Нашли в каком-то городе шланг от "Тойоты", смогли сделать. По Западному Гоби ехать было сложно и интересно. Видели каких-то птиц огромных, издалека думали – верблюды, высотой с машину. С лысой шеей, грифы, наверное.
- Спали в машине или в палатке?
- В палатке спали ребята, а мне удобно было в машине спать. В "копейке" удобно: передние сидушки отодвигаются вперед, и спинка раскладывается как кровать. Несколько раз ночевали в Монголии в юртах за смешные деньги. И на Памирском тракте пускали бескорыстно переночевать.
- А телефоны как заряжали?
- Через прикуриватель. Ну, и пауэрбанки.
- Как выглядит финиш? Обливали шампанским?
- Финишировали мы, кстати, с теми же командами, с которыми подружились на старте. Шампанским не обливали. После финиша друзья улетели. Я поехал на машине в Петербург. Какое-то время зависал в Красноярске, сделал ТО, пообщался с русскими чемпионами по дрифту, а потом уже поехал домой.
- Правильно понимаю, что источник вашего благосостояния – кафе?
- Я продал две машины, чтобы участвовать в "Монгол Ралли", получил 500 тысяч рублей. Бюджет поездки превысил миллион на троих. Там есть взносы на "Монгол ралли" - около 700 фунтов, и взнос 1000 фунтов на благотворительность, его в нашем случае оплатила компания ВАД, которая строила ЗСД. Ушло много на подготовку машину, на бензин, на еду и ночлег.
- Сколько расход? Литров 20 на сто километров?
- Да не, я же инжектор поставил вместо карбюратора, литров 8 на трассе при скорости 100-110 км/ч. Бензин в поездке где-то был дешевый, где-то - очень дорогой. В Италии, например, заполнили полный бак на адскую сумму: 180 евро, по 2 евро/литр (часть поездки у нас был специально сваренный бак на 90 литров, посреди пути я его оторвал и выбросил). К слову, за эти 180 евро можно купить раздолбанные "жигули".
- Расскажите про Марокко, куда вы стартуете и зачем?
- Хотел ехать на мотоцикле, но не успел в теплое время сделать права. Поеду в итоге на "жигулях". Это не ралли, это мое личное путешествие. Путь поближе – Германия, Франция, Испания, ну и Марокко. "Монгол Ралли" организуют много благотворительных заездов, в частности, они делают пробег по Марокко на минибайках. Буду гостем на старте, прикольненько. Давно хотел в эту страну: горы Атлас, пустыня Сахара и океан. Хотел доехать до Даккара, но не в этот раз, потому что еду один.
Разговаривал Федор Погорелов,
47news