47News уже писал о том, что в Калининградскую область ввозятся промышленные отходы из Литвы. Однако ситуация, как выяснилось, куда серьезнее. В ближайшее время Россию может захлестнуть поток токсичных отходов из стран ЕС.


Согласно Базельской конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов», токсичные и другие опасные вещества запрещено перемещать через границу, пишут «Новые Известия». Однако на деле контроль осуществляется далеко не всегда. В большинстве случаев качество ввозимой продукции таможенников не интересует. «Мы проверяем цену товара, его сертификат и страну происхождения, потому что это влияет на стоимость товара. Маловероятно, что наши сотрудники будут смотреть срок годности, это не входит в их обязанности», – пояснили в пресс-службе Федеральной таможенной службы. Как удалось выяснить газете, контроль над безопасностью технических отходов должен осуществлять «Ростехнадзор». Однако в пресс-службе этой организации так и не сказали, какие именно меры принимаются для того, чтобы обезопасить страну от токсичного мусора .


«Несколько месяцев назад австрийцы выиграли конкурс на строительство дороги в Ленинградской области, – рассказал «Новым Известиям» президент Центра экологической политики Алексей Яблоков. – Они обещали привезти все свое вплоть до подушки под асфальт. А когда привезли, выяснилось, что хотели в тело дороги захоронить опасные токсичные материалы. Тогда спецслужбы поймали их, и контракт был расторгнут, но это единичный случай, когда поймали».


Экологи убеждены, что схема провоза токсичных отходов через границы России под видом товара отработана давно и редко дает сбои. По мнению заместителя руководителя всероссийской группы «Экозащита!» Владимира Сливяка, просроченные удобрения, лакокрасочные материалы и отработанные покрышки довольно часто попадают на территорию России. Несколько раз в год многотонные токсичные грузы ввозятся в страну. И это только то, о чем знают экологи. «Ситуация более чем распространенная. У крупной зарубежной компании после окончания строительства осталось много неиспользованной лакокрасочной продукции, – пояснил «НИ» Владимир Сливяк. – Посмотрели, а срок годности закончился, и они не имеют права ее использовать и не могут продать. А за утилизацию надо платить серьезные деньги. Тогда компания договаривается со знакомыми коммерсантами, которые оформляют отходы как нормальный товар. Если груз проходит таможню, его выбрасывают на ближайшей свалке, где он покоится годами, отравляя окружающую среду».


По словам Владимира Сливяка, хитрость заключается в том, что мусорные грузы в Россию доставляют, как правило, солидные фирмы, которые занимаются транспортировкой вполне годных товаров. Но подозрительный груз регистрируется на компанию-однодневку, чтобы при первоначальной проверке подозрение не пало на компанию с хорошей репутацией.


Основной поток несанкционированных мусорных потоков идет из стран Евросоюза, прежде всего пограничных с Россией Польши и Литвы. «Расчет у недобросовестных европейских предпринимателей простой. Если токсичные вещества утилизировать по всем правилам у себя на родине, то за каждую тонну отходов придется заплатить около 1000 долларов. А вывоз в Россию просроченной и токсичной продукции под видом нормального товара обойдется в 20–30, максимум 50 долларов. Это таможенные пошлины. Разница очевидна».


Как предсказывает координатор программы по эффективному использованию ресурсов «Гринпис России» Игорь Бабанин, в ближайшее время количество мусора, поступающего в Россию, будет только нарастать из-за ужесточения европейских экологических законов. «Кроме того, не так давно в ЕС вошли Латвия, Эстония и Финляндия. Границы России с Евросоюзом удлинились, а значит, и мусорные потоки будут расти, – убежден эксперт Госдумы Игорь Никулин. – В зону риска попадут Псковская, Ленинградская, Мурманская области и Карелия».