Задержания болельщиков, информационный вакуум и возвращение уверенности в себе: перед финалом группы Лиги Чемпионов 47news поговорил с вратарем "Зенита" Михаилом Кержаковым. Он родом из Кингисеппа.  

- Опять каверзные вопросы будут?

- Не планировал, честно говоря. Мы говорили с тобой в начале сентября. И на мой вопрос про статус "третьего вратаря" ты четко поставил меня на место: мол, я тренируюсь, а там — как сложится. Спустя 3 месяца ты железобетонный первый номер в "Зените". Как ощущения?

- Дай я тебя поправлю: первый номер — это громко сказано. Просто так сложились обстоятельства: я играю в воротах. Так будет корректней. Честно скажу: я наслаждаюсь игрой. Понятно, что ощущения, когда ты на скамейке и когда ты в поле — разные. Сейчас я живу в другом ритме, с другим восприятием футбола. Сейчас я успеваю только восстанавливаться и сразу снова в бой: ничего лишнего. Дом, игры, тренировки, отдых. Времени свободного стало меньше. Если подытоживать одной фразой: я очень счастлив.

- Понятно, что я болтаю с соседями на трибунах, в социальных сетях обсуждают твое появление в старте. Если общими словами: за тебя рады. Свой воспитанник опять же.

- Я чувствую поддержку болельщиков. Что касается воспитанников: болельщикам приятней, когда свои играют. Но мне кажется, что приоритета перед приезжими быть не должно. Должен играть тот, кто сильней. Признаюсь честно: я сейчас вообще ничего не читаю про себя, ни в соцсетях, ни на новостных порталах.

- Ты как Черчесов.

- Я просто постарался создать информационный вакуум вокруг себя. Полностью, конечно, не получилось: есть же живое общение, что-то говорят знакомые. Но если мне присылают какие-то скрины, я удаляю, не читая. Потому что отвлекает - это во-первых. Во-вторых, я прекрасно понимаю, что сегодня ты на вершине, а завтра можешь упасть. Я так тебе скажу: по моим наблюдениям похвала имеет большее разрушительное воздействие, нежели критика. Конструктивная критика делает человека сильнее. А похвала только размягчает. Если тебе будут говорить, что ты в порядке, рано или поздно начнешь в это верить.

- А как ты узнал, что ты в стартовом составе?

- Перед игрой в Екатеринбурге за день ко мне подошли тренеры вратарей, Михаил Бирюков и Юрий Жевнов, спросили, готов ли я сыграть. Ответил: да. Удивился ли я? В тот момент, скажу так: я не думал, что меня поставят.

- Как ты спал?

- Шикарно спал.

- Начинается игра. Действительно, официальный матч — другой тонус. Они атакуют. У "Зенита" получается игра. Затем "Зенит" забивает в собственные ворота. Как виделась игра из ворот?

- В целом, сыграл я неплохо. Были шороховатости. Когда я узнал, что буду играть, я настраивал себя так: чтоб кровь из носу сыграть этот матч уверенно. В принципе, мне кажется, получилось нормально. До того я же пропустил гол за шиворот в кубке в Красноярске метров с 30, и мне хотелось сыграть уверенно на выходах. Показать, что я не буду жаться к воротам после такого курьезного гола. Удалось. Ты правильно сказал: у "Зенита" получился тот матч, победа была закономерной. Для меня тот матч был важным с точки зрения уверенности.

- Осень у тебя получилась насыщенной. И сложные матчи чемпионата, и Лига Чемпионов. Ты стоишь на поле в Лейпциге, звучит гимн Генделя, и что ты чувствуешь - мальчишка из Кингисеппа?

- Я впервые официальный матч в Лиге Чемпионов сыграл против "Гента" у Андре Виллаша Боаша. Там были реальные мурашки по коже. Такого потом не повторялось. С первыми ощущениями не сравнится.

- Ну это касается не только гимна Лиги Чемпионов. Вы попали под каток "Лейпцига": 2:1 на выезде, 2:0 в Петербурге. У тебя есть объяснение, чем так сильны немцы?

- Там собраны очень хорошие футболисты. Приведу параллель: в домашнем матче мне второй гол забил номер "7". Посмотри, как он сработал: точно такой же момент был в игре против "Спартака" у Ларссона (нападающий "Спартака" - ред.). Так вот седьмой номер немцев сделал два движения, убрал влево меня, а вторым касанием исполнил — я даже руку вторую не успел потянуть, чтобы мяч поймать. В игре со "Спартаком" то же самое Ларссон исполнить не смог. Это и есть класс. Кто следит за Бундеслигой, те знают, что такое "Лейпциг". Посмотри на нюансы: прием мяча, качество передач.

- В Казани вы играли недавно — было очень холодно. На Барриоса (колумбийский полузащитник "Зенита" - ред.) было тяжело смотреть.

- Ему было холодно, это правда. На наших угловых он стоял в центре поля, страховал на подборе. Его прям трясло, и я кричал ему: двигайся, двигайся, не замерзай! Мы перед вторым таймом стояли в кружке, ждали Барриоса, и его все не было и не было. Кто-то пошутил: мол, не хочет выходить из раздевалки. На самом деле, я ожидал, что будет тяжелее в Казани: минус 7, но к концу игры только кончики пальцев замерзли. Я чувствовал себя комфортно. Были матчи и пожестче. Когда я играл в "Волге", мы встречались с "Рубином", матч проходил в Нижнем Новгороде. И у нас отрубило подогрев на стадионе. В итоге играли на лютом бетоне. У нас был испанчик один в команде, и он бухтел: я футболист, а не пингвин, почему я должен играть в такой мороз?

- В том же матче против "Рубина" вас поджали, и ты даже стал пихать товарищам по обороне.

- Там пошла игра на встречных курсах. Я подсказывал, чтоб не было большого разрыва между защитниками и опорной зоной: там стали появляться дырки. Ну или мне так казалось из ворот.

- Бранислав Иванович старше тебя. Ты можешь ему напихать?

- Да я особо никому не пихаю. Могу только ободряющие, отрезвляющие слова сказать общего характера. После игры можно персонально поговорить. Ну и как мне пихать Ивановичу: он опытный. Это он мне может рассказать, как играть в воротах.

- На игре 27 ноября тебе адресно скандировали болельщики. Приятно?

- Понятно, что игре ты больше сосредоточен на том, что происходит на поле, но все равно, конечно, приятно. Болельщикам спасибо.

- Брат Саша в роли телеэксперта признал тебя в том матче лучшим футболистом — это блат и семейственность?

- Я даже больше тебе скажу: это кумовство чистой воды (смеется).

- Сейчас, прожив несколько моментов, когда решение судьи зависело от системы видеоповторов, какое у тебя к ней сложилось отношение?

- Двоякое. Мне просто иногда непонятно, как определяют — какие нарушения смотрят, какие нет. Вспоминаю матч с "Локомотивом", когда Оздоеву на второй минуте по ногам дали. Там был чистый пенальти. Но судья почему-то решил не смотреть. Там какая-то квота что ли?

- Ты сыграл матч против "Спартака". Я называю такие матчи карьерообразующими.

- Ты правильно сказал: это важный матч. У меня есть список футбольных желаний, там разные пунктики. Мне хотелось сыграть в Лиге Чемпионов. Когда стадион построили новый — мечта была сыграть на нем. И отдельно я мечтал сыграть за "Зенит" против "Спартака". Это дорогого стоит. Это еще с детских времен. Брат же забил свой первый гол именно в ворота "Спартака". После "Лиона" было всего несколько дней паузы. Я понимаю, что это может прозвучать странно, но приходилось искать эмоции. Люди прочитают и пальцем будут крутить у виска: это ж "Спартак", должны быть эмоции. Но перерыв между матчами был совсем небольшой, действительно — игра важная, но внутри опустошение. Приходилось себя накачивать, заводить себя.

- Ну "Спартак" отстает от 1 места на 20 очков. Может, поэтому.

- Да нет. Когда я играл за другие команды, самые ажиотажные матчи я играл именно против "Спартака". Трибуны всегда битком, неважно, на каком они месте и в каком состоянии. Большего раздражителя для нас, чем "Спартак", в России нет — это мое мнение.

- Ты удивлен, что так массово задерживали гостей из южной столицы перед матчем 1 декабря?

- Если честно — да. Я удивлен. Мне понравился комментарий Романа Широкова, что во всем нужно быть последовательными.

- У "Зенита" серьезный очковый отрыв в турнирной таблице от второго места. Чемпионат закончен?

- Да какой там. При Спаллетти был отрыв в 12 очков, кажется. "Золото" в итоге выиграл ЦСКА. Скажу так: проиграть сейчас "Зенит" может только сам себе.

- Во вторник, 10 декабря финальный матч группы Лиги Чемпионов. При этом до последней минуты матча против "Бенфики" будет непонятно, выходит "Зенит" из группы или нет. Насколько это бесит?

- Точно не бесит. Нам в первую очередь нужно настраиваться на победу. А там уже как карта ляжет

Беседовал Федор Погорелов,
47news