Конфликт при конкурсах по вывозу мусора на севере Петербурга дошёл до УФАС. Антимонопольщики изучают, почему госпредприятия в последнюю очередь следят за ценой.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу 27 ноября поступили две жалобы от АО “Автопарк №6 “Спецтранс” на действия закупочных комиссий ООО “Жилкомсервис №1 Выборгского района” и “Жилкомсервис №2 Выборгского района”. Коммерсанты оспаривают результаты выбора подрядчика на вывоз мусора с территории района. Результаты двух закупок на “оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов” стали известны 22 ноября. Контракты на 107 и 112 млн взяла компания "ПКФ "Петро-васт" с пропиской во Всеволожском районе Ленобласти. При этом и в первом, и во втором случае победитель предложил цену на миллион большую, чем у конкурентов.

За 2020 год победитель должен вывезти 394 тысячи кубометров отходов. Контракты ещё не подписаны. Для понимания масштаба скажем, что в Выборгском районе города живет 400 тысяч человек. Упомянутые жилкомсервисы обслуживают примерно половину территории, а принадлежат Петербургу.

Как рассказали 47news собеседники в петербургском управлении ФАС, представители “Автопарк №6 “Спецтранс” считают, что конкурсная процедура, проведённая в форме запроса предложений, выглядела лукавой. Вопросы вызвало то, что критерий стоимости был вторичен - при принятии решения на его долю пришлось всего 20% значимости. Нестоимостные позиции “весили” остальные 80%.

Судя по конкурсной документации, самыми массивными - на 30 баллов из 100 возможных - стали два параметра. Первый - наличие спецтехники, оснащённой оборудованием для фиксации места, времени и объёма оказываемых услуг, а также фотофиксации. Такие аппараты называют экосканерами. Второе условие - контейнеры, оснащённые электронными метками для считывания информации о том, где находится контейнер и когда он был перевёрнут при разгрузке. Любопытно, что в условиях указано максимально необходимое количество машин со сканерами - всего десять, что для густонаселённого района крайне мало. Метки же должны быть установлены на 1360 контейнерах.

Претенденты были обязаны предоставить документы о том, что оборудование приобретено, что и сделали обе компании. Но "ПКФ "Петро-васт" получила за эту строчку максимальные 30 баллов, а “Автопарк №6 “Спецтранс” - ноль. При этом, судя по опубликованному протоколу, по параметру “наличие финансовых ресурсов, позволяющих предоставить дополнительную отсрочку платежа”, проигравшая фирма предложила условия в два раза выгоднее. По остальным критериям претенденты шли балл в балл. В их числе - опыт и стоимость ранее выполненных аналогичных работ. Но вес этих критериев был не велик - не более 20 баллов.

По данным СПАРК-Интерфакс, совокупная выручка “Жилкомсервиса №1” и “Жилкомсервиса №2” за прошлый год составляет 3 млрд рублей, прибыль 4 миллиона. Компании принадлежат городу через ООО "ЖКС № 2 Московского района". Оборот “Автопарк №6 “Спецтранс” 1,8 млрд, прибыль около 16 млн. Основан в 93 году, является правопреемником советского специализированного предприятия. Работает практически во всех районах города. "ПКФ "Петро-васт" основана в 2000 году, за прошлый показала оборот 890 млн, а прибыль 17 млн. Работает как в городе, так и в Ленобласти.

Гендиректор "ПКФ "Петро-васт" Анна Саламатова считает, что заказчик сам для себя определяет степень комфортности при соблюдении баланса между ценовыми и не ценовыми критериями.

- Мы все идём в век цифровых технологий, качество за этим. Стоимость же определяется тарифом. Если тренд на качество не ущемляет позиции бизнеса - это благо, если наоборот, то надо разбираться в каждом конкретном случае. Но лично я ещё не видела конкурсов, прямо противоречащих здравому смыслу, - поделилась Саламатова.

Гендиректор “Автопарк №6 “Спецтранс” Сергей Глухов, напротив, считает, что конкурсная процедура могла быть ангажирована.

- Параметры, относящиеся к реальному оказанию услуги, были учтены в последнюю очередь. А то, что ограничивает конкуренцию, было поставлено в приоритет. Такая развесовка не может не вызывать вопросов, - считает он.

Гендиректор “Жилкомсервиса №1 Выборгского района” Ирина Романюк отказалась оперативно прокомментировать ситуацию, сообщив лишь зачем-то, что с ней лично общается один из учредителей компании-победителя.

Её коллега, руководитель “Жилкомсервиса №2 Выборгского района” Любовь Ивановна Макиёва конфликта не видит.

- Все параметры важны. И оснащённость, и цена. Задача сэкономить, конечно, тоже есть. Всё у нас нормально в общем, конкурсы проводим каждый день, - сообщила Макиёва.

Глава администрации Выборгского района Петербурга Валерий Гарнец на звонки не ответил, но, как говорят, осведомлён о конфликте. Вице-губернатор правительства Петербурга Николай Бондаренко, курирующий “мусорное” направление, также не ответил на звонок.

По словам одного из игроков на рынке госзаказа, директора юридической компании “Ю а Райт” Дениса Евдокимова, 223-й Федеральный закон, в канве которого прошла процедура закупки, носит рамочный характер. Он регламентирует, к примеру, сроки. Всю конкурсную документацию составляет заказчик.

- При таком весе нестоимостных критериев, безусловно, возникают нехорошие мысли. Чтобы перевесить ценой, бизнес должен дать такую скидку, на которую не пойдёт ни один здравомыслящий коммерсант. Если же о смыслах, то, давая возможность увеличивать значимость нестоимостных параметров, законодатель подразумевал высокоинтеллектуальные услуги или не имеющие аналогов. Например, научно-исследовательские разработки. Здесь же речь о вывозе мусора - услуга явно типовая. Всё по закону, но это злоупотребление правом. Можно было сразу проводить закупку у единственного поставщика, - иронизирует собеседник.

Отметим, что в разговорах с 47news сразу несколько участников мусорного рынка и профильных чиновников правительства Ленобласти уважительно заметили, что “Петро-Васт”, как говорят, последнее время значительно укрепил свои позиции. Произошло это якобы за счёт некой тяжеловесной фигуры, появившейся в ареале компании. Впрочем, ни один из опрошенных не смог или не захотел назвать фамилию.

Если расширить фокус на Петербург и Ленобласть, то в первом мусорная реформа так и не стартовала, а во втором уже запущена. Не секрет, что в 47-м регионе единому регоператору пришлось преодолевать сепаратизм перевозчиков. Что касается города, есть ощущение, что петербургскому регоператору придётся приложить значительно большие силы для подавления лоббистов в районах мегаполиса.

 

Виктор Смирнов,
47news