Сбербанк стал собирать биометрические данные граждан через их личные смартфоны: соответствующая функция появилась в его мобильном приложении. Однако иногда банк не торопится рассказать пользователям, для чего он просит их сделать снимки.

Клиент Сбербанка рассказала "Известиям", что в октябре она обратилась в кредитную организацию за восстановлением пароля от карты, для чего, по словам сотрудника в офисе, необходимо было пройти несколько шагов в онлайн-банке.

— Менеджер с моего разрешения авторизовалась в моем интернет-банке через смартфон, далее сказала, что необходимо посмотреть в камеру телефона. Важно, что речи о биометрии не шло. После того как фото несколько раз не прошло, я уточнила, делается ли это для решения моего вопроса или это сдача биометрии. Менеджер подтвердила, что это второй вариант, — рассказала собеседница.

Она добавила, что сбор данных через смартфон удобен и прост, поскольку любая манипуляция с телефоном привычна. Но метод ее получения оставил неприятное впечатление. В Сбербанке оставили без комментариев вопросы "Известий" о сборе биометрии на смартфон клиента и о случае, когда посетителя отделения настоятельно убедили сдать слепки.

Сдать для Сбербанка свои биометрические слепки можно и дома через смартфон, но затем их нужно будет подтвердить: голос можно верифицировать, позвонив в банк, а изображение лица — посетив офис, сообщили в колл-центре кредитной организации. Там подчеркнули, что слепки сдаются только для Сбера и в Единую биометрическую систему (ЕБС) они передаваться не будут.

"Ростелеком" не торопится с внедрением механизма самостоятельной регистрации в ЕБС, поскольку он требует детальной проработки качества и безопасности, сообщили в компании-операторе системы. В пресс-службе подчеркнули, что пока зарегистрироваться в ЕБС можно, только посетив отделение банка или при встрече с его сотрудником по курьерской модели.

По требованию ЦБ все банки с универсальной лицензией должны оборудовать 100% своих отделений для сбора биометрии до конца 2019 года. В то же время кредитные организации собирают данные в собственные биометрические системы, которые используют для своих нужд, например, для защиты от мошенников. По последним данным, количество слепков в ЕБС исчисляется десятками тысяч, тогда как в собственной системе Сбербанка, по словам ее главы Германа Грефа, — миллионами.

Саморегистрация несет риск подмены биометрии: в случае кражи устройства данные могут быть зарегистрированы на другого человека, считают в "Ростелекоме". В пресс-службе добавили, что при самостоятельной регистрации сложно создать качественный шаблон, поскольку не каждый телефон поддерживает требуемую четкость изображения, и из-за этого могут возникнуть случаи мошенничества с подменой голоса и лица.