Согласно результатам опроса "Анализ реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях" ФИРО РАНХиГС, данные которого во вторник приводят "Известия", 40% воспитателей и специалистов в детсадах обладают низким уровнем стрессоустойчивости. Еще 44% сотрудников дошкольных образовательных учреждений относятся к "смешанному типу" и выбираются из стресса от случая к случаю. И лишь 16% уверены в своей способности справиться с тяжелыми ситуациями, возникающими на работе.
— Сегодня у нас действительно высокий уровень стресса среди педагогов, причем не только в дошкольных учреждениях, но и в школах. Связано это, главным образом, с появлением большого количества новых требований, в том числе и с образовательными стандартами, — рассказала заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Еще одним фактором, провоцирующим стресс, Абанкина назвала давление на педагогов дошкольного образования со стороны родителей — их требования растут с каждым годом. Учителя школ находятся в более выгодном положении — они проводят со своими подопечными 18 аудиторных часов, а остальное время посвящают консультациям, подготовке к урокам, участию в педсоветах, проверке тетрадей. Воспитатель же все 36 часов работает в группе с детьми, что уже само по себе — задача не из легких.
Работа воспитателем в условиях повышенного стресса опасна, отмечают эксперты. Педагог с расшатанными нервами способен сорваться на воспитанниках. Однако даже если не рассматривать крайности и из ряда вон выходящие случаи, нервный педагог оставляет серьезный след в воспитании детей.
— Если рядом с ребенком находится человек, постоянно испытывающий стресс, то права этого ребенка ущемляются. Такой воспитатель не всегда может проявить внимание, доброту, заботу, умение находить компромисс, то есть простые профессиональные качества, — отметила одна из ведущих исполнителей исследования, директор научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС Ольга Радионова.
Для решения этой проблемы ФИРО РАНХиГС предлагает комплекс мер. Среди них — включение тренингов по стрессоустойчивости в образовательные программы и курсы повышения квалификации педагогов, реализация службы поддержки педагогов на базе консультационных центров по оказанию психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.
Кроме того, отмечают авторы исследования, часть работы могли бы взять на себя психологи детсадов, которых следует ориентировать не только на работу с детьми, но и на помощь коллегам.