Санкции сбили страсть россиян к европейским артефактам, но старинные безделушки в страну активно везут уже лет десять. Это там они недорогие, а у нас денег стоят. 47news побеседовал с тем, кто давно и глубоко в рынке.
В Петербурге 29 октября продолжились обыски по делу о контрабанде дорогой старины через таможенный пост "Шкиперский" Балтийской таможни. Как выглядели заходы на Морской вокзал парома "Принцесса Анастасия" с фургончиками "Мерседес", гружеными редкостями, рассказала "Фонтанка". В деле, где восемь сотен экспонатов, привлек тот аспект, что всё везлось сюда – оттуда. Мы же привыкли к обратному: "Таскают: кто — иконостас, кто — крестик, кто — иконку, и веру в Господа от нас увозят потихоньку".
47news обратился к известному петербургскому коллекционеру и арт-дилеру Андрею Васильеву.
- Получается, Россия теперь не экспортирует антиквариат?
- Посыл неверен изначально. Антиквариат течёт туда, где есть деньги, а Россия уже не та бедная страна, что в 90-е. Пик ввоза старинных вещей пришёлся на 2008-2009 годы — высокие цены на нефть, благоприятный экономический климат, меньше полицейских наездов. В 2014-м ввели санкции - и поток опять пошёл на убыль. Но и сейчас в страну больше ввозят интересных вещей, чем вывозят.
- Кто приобретает такие вещи у нас?
- Средний класс.
- В новостях про обыски упоминаются тумбочки под статуи и набор фарфоровых чашек. Что из старинного в тренде у россиян?
- Красивая обстановка — всегда. Чашечки-тумбочки — это тоже обстановка. На Западе такие предметы делают красиво. Вы зайдите за люстрой в наш магазин и в скандинавский - сразу всё поймёте. Вещи, из-за которых идут обыски, я бы назвал дорогой стильной мебелью, но не предметами искусства. Возьмите старые каталоги Bukowskis. Сколько в них стоит мебель красного дерева — 300-800 евро. А у нас её предлагают в 5-10 раз дороже.
Вообще ввоз подобных вещей — это такая серая зона, которая толком не понятна ни таможенникам, ни полицейским.
- А в чём коллизия?
- В законодательстве, оно - что дышло. Попробуйте на границе объяснить, какая культурная ценность для личного пользования, а какая - товар. Я как-то купил за 300 евро кастрюлю — и меня с ней пять часов на таможне не пропускали. Добился даже встречи с Назипом Галикеевым (глава Северо-Западного таможенного управления в 2009 по 2013 годы). Он мне: "Почему не задекларировали как культурную ценность?" Я ему: "Вы поймите, это просто красивая кастрюля". С одной стороны, ввоз культурных ценностей беспошлинный, с другой - должен доказать, что это ценность. А на таможне третий глаз нужен. Купил в Европе безделушку на блошином рынке, она ничего не стоит, а на границе тебя спросят - почему столетнюю вещь не задекларировал.
- То есть всё, что у нас на полках антикварных магазинов — это с блошиных рынков Европы?
- Смотрите, например, та же Швеция в последний раз воевала в 1809 году. И эта страна просто насыщена старой утварью, предметами быта и картинами, которые не имеют художественной ценности, но в силу возраста имеют ценность мемориальную, историческую. Такую картину можно за 2000 евро купить в Европе - и от тебя никаких документов не попросят. А у нас на границе придётся доказывать, что это возрастная, да, но, по сути, мало кому нужная вещь.
- В Петербурге и Москве ситуация одинаковая?
- Нет, в столице все намного проще. Прилетаешь в Шереметьево, там тебя уже ждёт эксперт, готов определить, культурная у тебя ценность или нет. А у нас: оставь вещь на складе, потом езжай в управление культуры за экспертами, за свой счёт отвези их на Брусничное или Торфяновку...
- Может, всё-таки эти старинные вещи не только у нас оседают, но, допустим, через нас в Китай идут?
- Если китаец захочет - он благополучно ввезёт к себе нужные ему европейские чашечки напрямую. Россия ему тут абсолютно не нужна. Любая страна заинтересована в том, чтобы в ней жили красивые изделия. В Россию возвращается то, что было когда-то продано на Запад, а попутно везутся и просто старые красивые вещи из Европы. Так что все логично.
Беседовал Александр Калинин,
47news
Контекст: 28 октября в Санкт-Петербурге прошла первая серия обысков по делу о контрабанде. В материалах фигурируют более 800 предметов старины, привезенных из Европы на грузовиках. Задержаны трое сотрудников таможенного поста "Шкиперский" Балтийской таможни. Дело возбуждено по по статье 226.1 УК – "контрабанда стратегически важных культурных ценностей", фигурируют несколько эпизодов. 29 октября в Петербурге пошла вторая серия обысков по этому делу, однако несколько участников процесса успели покинуть пределы России.