В детских садах скоро начнут не только учить воспитанников читать, считать и лепить из пластилина, но и следить за тем, как они общаются, играют и какие вопросы они задают взрослым.

Как в субботу пишут "Известия", в детских садах начнут применять новую методику оценки дошкольного образования. Воспитатели трижды в год будут заполнять карты развития ребенка, фиксируя в них, как подопечный ведет себя в сюжетных играх, насколько он любознателен, как выражает свои желания и другие аспекты его развития.

Методику разработал Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС по заказу Минпросвещения.

— Педагог должен заполнять карту в конце сентября, когда проходит адаптационный период ребенка в детсаду, в январе и мае, — рассказала директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова, руководитель разработчиков методики. — Она покажет динамику развития каждого из детей и всей группы в целом. Компонент знаний — умеют ли дети читать и писать — в карту не включен. Это не значит, что воспитатель не должен учить этому, но карта выстроена для того, чтобы увидеть именно динамику развития ребенка и сделать выводы, в чем он испытывает проблемы и как их решать.

Профессор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина, считает, что если в карте развития ребенка видна какая-то проблема, а изменение программы не дало нужного эффекта, то причину нужно искать в семье, в отклонениях или в самом педагоге. У последних уже не будет возможности подтасовать результаты за счет общей успеваемости группы, а значит, пробелы в их работе станут нагляднее.

— Если мы подготовим педагогов, способных корректировать программу в зависимости от результатов диагностики, можно будет преодолеть негативные сценарии развития ребенка — отклонения в формировании психики, эмоционального статуса, критического мышления. На ранней стадии (в 4–6 лет) это исправимо. Но к семи годам это уже не исправить, — подчеркнула Абанкина.

Воспитатели детсадов рассказали "Известиям", что диагностика, которую используют сегодня, анализирует не развитие ребенка, а эффективность педагога. Единственные выводы, которые из нее можно сделать, — насколько ребенок готов к школе, что умеет делать и какие у него есть знания.

— Сейчас в садиках оценивают развитие двигательных навыков, речи ребенка, знание категорий предметов, умение считать, ориентирование во времени и пространстве. Педагог делает заключение не об уровне развития детей, а о степени усвоения ими образовательной программы группы, — рассказала воспитатель из Санкт-Петербурга Ольга Потопова.

В Минпросвещения рассказали, что попытки разработать карты развития предпринимались с 2013 года, некоторые из них даже пробовали внедрить в детсадах. Но удобного инструмента для педагогического наблюдения до сих пор не было. В ведомстве отметили, что этот инструментарий уже апробируется на 100 экспериментальных площадках. Затем, после методической доработки, он появится у всех педагогических работников дошкольного образования.