В новом главном городе Ленобласти всё хорошо с асфальтом, но за 127 лет здесь не появилось истории. Дачный посёлок Всеволожск славен убийством авторитетов и поэта Гумилёва, но на этом сценарий не построишь. 47news настаивает, что опыт греков, слова Че и искромётный жираф помогут ворваться в моду.
Словно хозяева, прибирающие квартиру после застолья, в правительстве Ленобласти утрамбовывают мысли, оставшиеся от празднования Дня рождения в Бокситогорске . Размышления, впрочем, крутятся вокруг будущего, ведь в следующем году, как уже объявлено, столицей станет город Всеволожск. Здесь, кстати, не отмечали ни разу.Сразу же отлегло от сердца (хоть автор и сомневается в его нефизиологическом наличии) вице-губернатора по финансам Романа Маркова. В этот раз отвечать за феерию будет его товарищ, вице-губернатор — руководитель аппарата Игорь Петров. Редакции 47news доподлинно неизвестно, почему эту обузу не вскинули на плечи строительно-коммунального вице-губернатора Михаила Москвина. Во Всеволожске он прожил полтора десятка лет, был депутатом, да и вообще — в свете объёма обязанностей ему должно быть всё равно, что ещё взвалить. Впрочем, Петров курирует Всеволожский район, живёт в Юкках, отвечает за выборы, и вообще его порой даже называют сменщиком Дрозденко.
Точных планов, как всё произойдёт во Всеволожске, пока нет и быть еще не может, хотя на следующей неделе уже должны состояться первые обсуждения концепции. 2020 год в Ленобласти объявлен временем победителей, потому теоретически праздник нужно будет уложить в военно-патриотическую тематику.
По словам главы администрации района Андрея Низовского, пока есть несколько вариантов прохождения маршрутов шествия. Соответственно, та тропинка, вместе с домами по бокам, что будет выбрана для торжественного прохода первых лиц, и получит шанс на преображение.
Хоть именно на праздник регион выделяет из бюджета 200 млн рублей, этой суммой никогда не ограничивались. В прошлом году выборгские (в смысле – власти) выбили под средневековые фанфары почти три миллиарда рублей. В этом на приведение в порядок центра Бокситогорска ушёл один миллиард. Зато здесь появился новый стадион и физкультурно-оздоровительный центр, а праздничный квартал выглядит, будто с картинки передовиков урбанистики. Как рассказал нашему изданию Марков, 200 млн было заложено изначально, 50 млн он добавил сверх, а остальное выделили по различным программам.
Теоретически, веселье может быть сконцентрировано в трёх точках: у подножья Румболовой горы, там, где трамплин; на Юбилейной площади; на окраине города, возле Всеволожского техникума. К этому может добавиться вариант разместить точки празднования в разных местах, тогда эмоций достанется и усадьбе Приютино, и гольф-клубу Mill Сreek.
Судя по разговорам с местными ответственными, всё же наиболее органичным станет вариант разместить основную площадку на Юбилейной, а масштаб сузить до квартала, обрамляемого Октябрьским проспектом, Александровской улицей, Ленинградской улицей, Колтушским шоссе. Теоретически, поток можно направить и немного в другую сторону, в Румболовский парк, всё же расстояние от точек — чуть более километра.
- Салют, концерт, всё это однозначно будет иметь притяжение к Юбилейной площади, - пока сделал сам для себя вывод Андрей Низовский.
При общем взгляде состояние Всеволожска ужаса как такового не вызывает. В отличие от Бокситогорска, который ещё год назад, со своими торчащими из земли теплотрассами и облупившимися со времён Сталина домами, приводил в деловой паралич на Суворовском,67. Но это не значит, что самый близкий к Санкт-Петербургу город готов принять гостей, к примеру, завтра.
Скромно оценивая внешний вид, Низовский точно знает, что ему уже не стыдно за муниципальные дороги. Кстати, это был пункт переживаний номер раз в том же Бокситогорске, где, к слову говоря, все подъезды к промышленному городу превратились в ровные, хоть раньше были только направления.
"В полосе отвода Колтушского шоссе есть тротуар, там даже ходить невозможно. Мы уже столько писем в "Ленавтодор" писали, а сами отремонтировать не имеем права", - тем не менее, надеется на ликвидацию последних изъянов чиновник.
Также он настаивает, что надо отремонтировать фасад школы имени Глинки, что своим слабым ремонтом может напугать приезжих. Не ясно, что делать со зданием, которое ещё экс-глава администрации Всеволожска Сергей Гармаш собирался оборудовать под деловые нужды. На улице Вахрушева много лет смотрит пустотами недостроенный дом, который нельзя снести, потому что он завязан в судебном споре. Поскольку здание прилегает к Юбилейной площади, а за год тяжбы не закончатся, максимум, что можно придумать сегодня — прикрыть его приличной фанерой.
Глава Всеволожского района Ольга Ковальчук вспомнила, что на пересечении Октябрьского и Всеволожского проспектов, то есть на пути к площади, стоят два неказистых сооружения, тоже портящих вид города. Это бывшая почтовая лавка, примостившаяся к памятнику основателя, Павла Всеволожского, и дом с надписью "Пышки" на том же перекрёстке. По мысли Ковальчук, за отведённое на подготовку время можно либо отремонтировать оба, либо, если не получится, снести.
Хотя, если о технических тонкостях можно будет спорить, то заведомо печально выглядит идеологический пласт праздника. Образы городов, где в последние годы происходили торжества, не вызывают немых вопросов у публики. Сланцы и Бокситогорск — крепкие промышленные столицы из советского прошлого. Стадион "Металлург", гостиница "Металлург" и кафе "Металлург" выглядят здесь гармонично. Гатчина — город, родившийся в империи, здесь её память и дух. Выборг — это отдельная страница страны, и даже те, кто никогда в нём не был, обязательно слышали про его средневековую насыщенность.
Всеволожск, хоть и является самым золотым, с точки зрения стоимости земель, не ушёл далеко с момента основания, 1892 года. Тогда он был дачным посёлком, и сейчас, по большому счёту, таковым является. Известно, что на карте город до сих пор числится колхозным полем, а по факту это искривлённое подобие множества дореволюционных усадеб, закрытых друг от друга высокими деревьями и перемеженных высотными домами.
Исторического или культурного кода, за который можно уцепиться, здесь не создано. Потому силы бы им вложить не в штукатурку и поребрики, а в появление символов, которым, быть может, как раз пришла пора.
Уже много лет идут разговоры о том, где можно разместить столицу Ленинградской области, и Всеволожск в этом выигрывает благодаря приближённости к Петербургу во всех отношениях – от географического до домов элиты. Перенос сюда временной столицы можно использовать как повод для закрепления своих позиций в этой негласной, но амбициозной гонке.
В связи с этим 47news предлагает задуматься всем причастным, чем они могут поразить толпу гостей так, чтобы и удивить, и доказать, что Всеволожск, да и Ленобласть — это не губерния рядом с Северной столицей. Как минимум, стоит присмотреться к тем немногим фигурам, что оказались связаны с этой территорией. Ещё рано вспоминать о легендарных в узких кругах и почивших именно в этих краях авторитетах вроде Бадри Шенгелии, но точно нужно обратить внимание на культового поэта серебряного века Николая Гумилёва.
Муж Анны Ахматовой и отец будущего историка и востоковеда Льва Гумилёва был расстрелян в 1921 года на реке Лубья, что ныне входит в один из микрорайонов Всеволожска. Между прочим, символично, ведь Ахматова умерла в петербургской Рублёвке — посёлке Комарово. Связывать праздник с кровью, разумеется, невозможно, тем более, в городе есть соответствующий памятный мемориал. Но эпатировать публику можно. Постановкой какого-нибудь арт-объекта, аллегорически связанного с поэтом.
Например, можно вспомнить его стихотворение "Озеро Чад", написанное за десять лет до революции:
… Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
изысканный бродит жираф.
Животное не обязательно должно получиться дорогим, оно может быть хоть из пластика, главное, чтобы оно было ярким и состоящим из насыщенных цветов. Как у модельера Кавалли. Подписать можно просто: "Изысканный жираф Николая Гумилёва". Это имя и так знает весь мир, а тут импровизированный монумент станет ещё и местной достопримечательностью. Модной. Мифология, вроде того, надо ли гладить за левым ушком, добавится сама. Всеволожцы скоро перестанут уточнять, умер или родился здесь Гумилёв, какой из двух именно, но появится нестандартный объект притяжения внимания.
Юбилейная площадь сейчас выглядит так, будто вчера на ней снимали кино про перестройку, и понятно, что как её ни крась, современнее она стать не сможет. В идеале надо поменять название, но и в целом стоит поломать пространство. Посмотреть здесь хотя бы в сторону древних греков, ведь та же их идея с открытыми амфитеатрами в прямом смысле прошла сквозь века. Выступай там хоть рэпер, хоть Дрозденко. Несогласных туда же. У нас же в области ни одного навального протеста. Стыдно, товарищи. Вот он и гайд-парк. Хоть за "Единую Россию", хоть против свалок.
Вряд ли создание подобных сооружений сегодня стоит дорого.
Не будут иметь успеха любые новации, если туда не придет молодёжь. Потому на тех же ступенях можно, к примеру, выгравировать необычные в своём подборе надписи. Так, на одной можно написать фразу Ленина "Любая кухарка может управлять государством", на соседней — слова Довлатова "После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов". У юных в почёте Че Гевара, потому не обойтись без его "Либо всем, как мне, либо мне, как всем". Это вообще не требует денег, только игры фантазии. Путина, Путина афоризм туда же. Каждый выбирает родное.
Праздник праздником, но делается он в том числе для того, чтобы подарком стал сам город для жителей. В том же Бокситогорске, при всём размахе улучшений, за подготовительный год так и не появилось элементарного кафе. Найти, куда приткнуть себя хоть на часик, оказалось задачей сложной, а те места общепита, что принимали нежданных посетителей, заблокировали сами себя — персонал цепенел от очереди из пяти человек. Не то что во Всеволожске то же самое, но в целом рынок услуг довольно примитивен, так что, быть может, статус временной столицы создаст условия.
Просто думать 47news предлагает в направлении жирафа будущего.
Юлия Гильмшина,
47news