Информацию о клиентах российских банков, платежных систем и операторов связи начнут обрабатывать на единой платформе, пишут в понедельник "Известия".

Ассоциация больших данных, в которую входят Сбербанк, Тинькофф Банк, "Ростелеком", "Мегафон", Qiwi, до конца года планирует создать тестовую площадку-"песочницу" для обработки данных своих участников, рассказал исполнительный директор организации Алексей Нейман. По его словам, члены ассоциации готовы делиться обезличенными данными своих клиентов — при условии минимизации рисков утечки.

По планам организаторов проекта в экспериментальную площадку будут попадать анонимизированные данные о продажах товаров и оказании услуг, а также о других событиях. Это может быть информация о платежах сотовых абонентов, покупках по картам банков, перемещениях пользователей смартфонов. Анализ данных, возможно, позволит разработать такие сервисы, о которых сейчас даже не задумываются коммерсанты, полагает Нейман.

Сервисы на основе собранных в "песочнице" данных также будут востребованы государством и муниципальными властями, уверен он. Анализ информации о перемещениях людей поможет в планировании дорожного строительства, оптимальном размещении школ, поликлиник, МФЦ, рассуждает он. По его мнению, помогут эти данные и бизнесу — например, для поиска мест для новых магазинов и формирования их ассортимента (здесь можно использовать информацию о среднем чеке в том или ином районе).

Существование "песочницы", в которой будут сливаться данные, создает угрозу болезненных утечек персональной информации, предупреждает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Процедура обезличивания непрозрачна, делящийся данными гражданин совершенно не представляет, что с ними происходит потом, рассуждает эксперт. Кроме того, анонимизация — понятие относительное: сейчас информации о людях уже очень много, и восстановить личность, сложив данные о человеке, содержащиеся в различных источниках, не составляет труда, уверен он.

В июле стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак направил в правительство проект поправок в закон "О персональных данных", разрешающий использовать обезличенную информацию о гражданах без их согласия. При этом данные надо обезличить так, чтобы раскрыть человека не помогла никакая дополнительная информация. Инициатива не дает операторам права продавать личные данные своих клиентов, а создает возможность передавать анонимизированную информацию для улучшения работы сервисов, например, для городского благоустройства, анализа трафика дорожного движения или спроса на услуги, поясняли в аппарате Совфеда.