Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предложило создать черный список сайтов, позволяющих забронировать и купить билеты у нелегальных межрегиональных автоперевозчиков, пишут во вторник "Известия".

Письмо с инициативой за подписью председателя ООП Ильи Зотова было направлено в Госдуму. В частности, в нем предлагается закрепить в действующем законодательстве создание единого реестра доменных имен и сетевых адресов для таких сайтов с последующей возможностью их блокировки как ресурсов, которые "осуществляют продажу товаров и услуг, угрожающих безопасности граждан".

Объединение провело мониторинг и уже сформировало перечень из 229 сайтов, которые, как считают в ООП, торгуют билетами нелегальных автоперевозчиков. Среди них — BlaBlaCar, "Яндекс.Автобусы", "Автовокзалы.ру", а также "автобусные" странички на OneTwoTrip, "Туту.ру", "Связном.Трэвел" и многих других, говорится в письме объединения в Госдуму.

В документе также указывается, что, используя такие ресурсы, как BlaBlaCar, пассажир бронирует поездку в легковом автомобиле, но по факту может ехать в автобусе вместимостью более 40 мест. При этом есть вероятность, что транспортное средство не прошло техосмотр, в нем нет тахографа, а водитель избежал предрейсового медицинского контроля. В письме отмечается, что компании-перевозчики зачастую не платят налогов и формируют так называемый серый рынок. Это влияет на безопасность, а в случае ДТП пассажир не получит страховых выплат, тогда как при использовании услуг легальных перевозчиков предусмотрена компенсация до 2 млн рублей, подчеркивается в документе.

По оценкам ООП, в России из примерно 900 тыс. межрегиональных автобусов треть, то есть около 300 тыс. единиц, — нелегальные. При этом в Сибирском и Уральском федеральных округах, по словам Ильи Зотова, для жителей небольших населенных пунктов зачастую просто нет альтернативы таким сервисам, как BlaBlaCar, — запускать регулярные автобусные маршруты нерентабельно.

— Мы выступаем за легальный "белый" рынок, но у пассажира всегда должна оставаться возможность доехать из точки А в точку Б, — добавил он.

Предложение ООП поступило в Госдуму и будет обсуждаться в период осенней сессии, сказал первый зампред комитета нижней палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

— В цифровом пространстве появляется большое количество сервисов, которые вступают в конкурентную борьбу с традиционными оффлайн-услугами. Поэтому наша задача — обезопасить конечного пользователя. Нельзя рубить сплеча и ограничивать конкуренцию, но механизм контроля должен быть, — сказал парламентарий. — Инициатива общественников также требует дополнительной проработки с коллегами из комитета по транспорту ГД.

Крупные сервисы, такие как "Туту.ру" и Busfor, уже не допускают работы с нелегалами, заявила Татьяна Ракулова, директор Объединения автопассажирских перевозчиков (входят более 120 компаний). При этом с сайтами частных перевозчиков, через которые они продают билеты, с принятием соответствующей законодательной базы, по ее словам, бороться стало бы проще.