Авиакомпании могут обязать выплачивать пассажирам за длительную задержку багажа или рейса неустойку в размере 3% провозной платы за каждый час просрочки. Как в субботу пишут "Известия", это предусмотрено поправками ко второму чтению в законопроект.
По словам одного из авторов поправок, члена комитета Госдумы по транспорту Максима Сураева, штрафы могут вырасти до 250 рублей за каждый час опоздания. Сейчас размер компенсации привязан к МРОТ и составляет 25 рублей за час. Изменения в ст. 120 Воздушного кодекса об ответственности авиакомпаний за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения были приняты Госдумой (ГД) в первом чтении в декабре прошлого года. Депутаты тогда проголосовали за увеличение размера компенсации в четыре раза, до 100 рублей за каждый час просрочки.
Но и этот размер неустойки парламентарии посчитали слишком маленьким. Кроме того, указанную статью предлагается дополнить фразой: "Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа".
В Шереметьево не стали комментировать предложения депутатов. Там лишь отметили, что обслуживание пассажиров и авиакомпаний, регистрация и выдача багажа в настоящее время "происходят согласно установленным технологическим нормативам".
В июне–июле в результате "багажного коллапса" в крупнейшей в России воздушной гавани тысячи рюкзаков, сумок и чемоданов не смогли вовремя улететь вместе со своими владельцами, а некоторым пассажирам на выдаче приходилось ждать по три–шесть часов.
При внутреннем и международном перелете авиакомпании руководствуются разными документами, рассчитывая компенсации за задержку рейса или багажа: в первом случае –– Воздушным кодексом РФ, во втором –– Монреальской конвенцией, пояснила старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Russia Екатерина Кузнецова. По ее словам, покупая билет на внутренний рейс, пассажир может рассчитывать лишь на 25 рублей за каждый час просрочки, причем задержка менее чем на два часа не считается таковой. Если рейс международный, то компенсации значительно серьезнее –– максимальная сумма составляет почти 87 тысяч рублей.
При потере чемодана стандартный набор действий для туриста: обратиться в службу розыска (lost and found) аэропорта, составить акт о невыдаче багажа, сообщить об этом перевозчику, отметила Кузнецова. Через семь дней можно отправлять претензию в авиакомпанию и подавать иск в суд.
А вот получить компенсацию именно за задержку багажа, если он отправился вслед за вами другим рейсом, непросто даже в судебном порядке. Даже символический штраф в 25 рублей за час задержки можно взыскать только, если она произошла по вине авиакомпании, отметил партнер адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков. Юрист подчеркнул, что перевозчики очень неохотно удовлетворяют требования пассажиров о выплате компенсаций, неважно –– за задержку рейса или потерю багажа.