Стоянка самолётов под Волосово, где летают с фигурами высшего пилотажа полтора десятка лет, уличён в нарушении закона. Пока дело касается капусты, но в Росавиации знают, что любая машина с винтом здесь может внезапно вспыхнуть, как в Шереметьево. Начался апокалипсис с распри двух хозяев земли.

Сотрудники полиции Ленинградской области в минувшую пятницу, 12 июля, с поличным застали трактор и самосвал, шныряющие по полю рядом с аэродромом Сельцо Волосовского района. Техника занималась снятием плодородного слоя грунта и явно была готова на большее. По данным 47news, в правоохранительных органах сейчас решают, смотреть ли в сторону статьи 246 УК РФ, карающей за нарушение правил охраны окружающей среды.

Дело в том, что работы велись - и это официально зафиксировано - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства. Здесь можно выращивать картошку и капусту и нельзя ничего, что не укладывается в рамки агропрома. Сам участок, о котором идёт речь, довольно большой - его площадь составляет 17,1 Га, но кадастровая стоимость равна всего 1,6 млн рублей.

Впрочем, в отличие от аналогичных историй во Всеволожском районе, вряд ли стоит предполагать, что на расстоянии часа езды от Санкт-Петербурга речь идёт о строительном ажиотаже. Вплотную к наделу прилегает взлётно-посадочная полоса аэродрома Сельцо, и есть версия, что собственник земли самовольно её расширяет.

"Неужели все думают, что такое можно производить безнаказанно? Это нарушение закона", - возмутились в ведомстве.

Впрочем, как подсказали погружённые в историю вопроса люди, дело упирается в конфликт между двумя собственниками трёх земельных участков, общая площадь которых составляет 28 га. Точнее, это сегодня надела три, а в советское время всё это был один массив, используемый в качестве взлётно-посадочной полосы аэродрома сельскохозяйственной авиации. Здесь на постоянной основе трудились самолеты АН-2 и вертолеты К-26, занимавшиеся орошением полей.

По словам 61-летнего бывшего военного лётчика Владимира Волокославского, в начале нулевых он с товарищем, посмотрев, во что превратилась лётная площадка, по внешнему виду не отличавшаяся от сотен таких же по стране, решил осуществить мечту и выкупил склад минеральных удобрений и взлётно-посадочную полосу.

Владимир Волокославский был директором и владельцем ныне ликвидированного ООО "Аэростар", сегодня руководит и владеет на паях с двумя сыновьями ООО "Агро аэро", фирма занимается выращиванием однолетних кормовых культур.

- Тогда, в 2002-м году, купить у государства было нельзя, и мы приобрели право аренды на один из трёх участков - тот, что центральный. По бокам было ещё два, и мы мирно сосуществовали.  В 2013-м году я обнаружил, что тот кусок под полосой, который можно условно назвать центром полосы, отошёл в частную собственность, - вспоминает он.

Судя по данным ЕГРН, тогда владельцем земли для разбега самолётов стало петербургское ООО "Вера", занимающееся исследованием конъюнктуры рынка. Позже право отошло к ООО "Океан", специализирующемуся на управлении имуществом. По словам Волокославского, изначально он посчитал, что его право на первоочередной выкуп земли нарушено и пошёл по инстанциям. До сих пор дело не завершено, хотя на его пути было и решение суда об аресте участке, и передача материалов из одного ведомства в другое.

Несмотря на это, говорит лётчик, всё было мирно и аэродром работал в своём штатном режиме. Тем более, кусок площадью 4,4 Га, находящийся справа от обсуждаемого, уже был оформлен на него же. Правда, сегодня Волокославский почему-то толком не помнит, в какую юридическую организацию платили люди, желающие воспользоваться его услугами. Настаивает, что в основном шла речь о тренировках парашютистов и ДОСААФ.

Снимок экрана 2019-07-15 в 20.22.37.png Кадр из видео "Аэродром Сельцо"/youtube.com

Конфликт начался в 2017-м году, когда спорный надел - тот, что в центре - выкупил Юрий Ковальчук. Сейчас ему 43 года. Судя по информационной базе "СПАРК", это бизнесмен. Из крупных контор ему принадлежит "Стройтехинвест", в последние два года берущая от 31 до 39 млн рублей подрядов у ГКУ "Ленавтодор". Также есть ООО "Петросилэнд", занимающееся перевозками, и ООО "Центр", предоставляющее услуги в области растениеводства. С 2009 года у Ковальчука уже была оформлена собственность на кусок площадью 17,1 Га, что слева от обсуждаемого. Однако Волокославский уверяет, что видел Ковальчука лишь один раз - и то в 2017-м году.

Скрин1.jpg

С тех пор началось соперничество, победителя в котором нет до сих пор. Так, со слов Волокославского, новый владелец земли под взлётно-посадочной полосой заблокировал её использование, в том числе перерубив провода. В ответ же он, как старший авиационный начальник посадочной площадки "Сельцо", в 2018 году уведомил Росавиацию, что используемая взлётно-посадочная полоса слишком мала по своим габаритам. Так, ширина её вместе с боковыми полосами безопасности должна быть не менее 30 метров, а длина - до 800 метров. По факту же имеется лишь 20 на 470.

На вопрос, почему раньше Волокославский не замечал таких проблем, а сейчас вдруг увидел, он отвечает, отсылая к своей земле, находящейся сбоку от центра ВПП. Нюанс в том, что   требования можно исполнить только в случае, если два собственника договорятся и один разрешит другому пользоваться его куском. Поскольку до сих пор этого не произошло, логично предположить, что техника, обнаруженная полицейскими, как раз занималась производством работ по расширению полосы.

Пока что Волокославский действует советским методом и забрасывает ведомства жалобами с предсказаниями о том, что рано или поздно кто-то из клиентов аэродрома обязательно разобьётся. Несмотря на запрет с его стороны, в "Сельцо" ежедневно видят десяток самолётов, номера которых он записывает, фотографирует и отсылает в Северо-Западное следственное управление на транспорте. В феврале этого года он заметил и самолет Cessna с финскими регистрационными номерами, полёт которого завершился в десятом часу вечера, что дало повод для отдельного заявления, ведь посадочная площадка, по мысли Волокославского, для ночных полётов вообще не оборудована.

В письмах, в частности, упоминается, что "выполнение полетов незаконно и небезопасно,  представляет угрозу жизни и здоровью перевозимых пассажиров", "на нём (поле — ред.) имеются сверхнормативные перепады высот". "По счастливой случайности до сих пор не произошла трагедия", "при непреднамеренном выкатывании самолёта за пределы ВПП возможно разрушение самолета и возникновение пожара, что может привести к тяжелым травмам и гибели пассажиров", - добавляет он, а в одном из документов и вовсе упоминает недавнюю трагедию в Шереметьево.

Сам Юрий Ковальчук комментировать проблему отказался, впрочем, признав, что в пятницу на его участок приходили люди в погонах.

"С чего вы взяли, что это имеет отношение к аэродрому? Я просто рекультивацией занимаюсь, а они увидели процесс снятия плодородного грунта. И вообще - это всё мой сосед пишет жалобы", - сказал он.

Собеседники 47news в правоохранительных органах подсказывают, что теоретически Ковальчук мог бы поменять вид разрешённого использования с сельхозки на "воздушный транспорт". Считается, что это как минимум сложно и дорого. Правда, в полиции Волосовского района, вникнув в суть вопроса, заметили, что взлётно-посадочная полоса, которой вроде как требуется расширение, официально предназначена для размещения аэродрома сельхозавиации. А таковой больше нет.

Сам же аэродром вполне действует. По телефону девушка-оператор предложила выбрать, куда и когда мы можем отправиться полетать. Заказать можно как обычный полёт, так и с вариантом покрутиться в воздухе, и понять основы управления, и посмотреть на жизнь с высоты.

 

Юлия Гильмшина,
47news