В России могут появиться скоростные турбоперекрестки и светофоры с квадратными секциями вместо круглых. Как в среду пишут "Известия", их планируется предусмотреть в предварительном национальном стандарте (ПНСТ).

В частности, скоростные турбоперекрестки подскажут водителю максимально удобную траекторию движения по кольцу. На них наносится специальная разметка. Например, коридоры по принципу "кому направо, перестраиваться не должен", и т.д.

В России турбоперекрёстки появятся впервые, хотя в Европе они очень популярны.

В новом ПНСТ также предлагается закрепить различные виды светофорных объектов. В частности, дополнить стандартные конструкции новыми элементами: стрелками, указывающими направление движения и возможность разворота, а также сигналом "красный крест" (дополнительно информирует автомобилистов о запрете движения встречного потока) и секцией "идущий человек".

Кроме того, предусмотрена возможность установки светофоров квадратной формы –– в нем лампа занимает всю площадь красной, желтой или зеленой секции. Ставить круглые лампы нецелесообразно с технической точки зрения –– современные светофоры используют светодиоды, которые проще сделать квадратными.

В предварительном стандарте также предлагается закрепить возможность установки светофоров с разным размером ламп: диаметр для красного сделают больше (300 мм), а для желтого и зеленого — меньше (по 200 мм).

В документе указаны решения и для того, чтобы обезопасить пешеходов: специальная волнообразная разметка на тихоходных улицах (скорость 20–40 км/ч) и так называемые средства "успокоения потока" — сужение проезжей части перед "зебрами", установка препятствий в центре проезжей части, искривление дороги. Кроме того, на нерегулируемых переходах хотят ставить датчики движения –– они автоматически включат красную лампу над "зеброй" во время движения человека, а также подсветку знака "Пешеходный переход".

Отдельно в предварительном стандарте прописано, что используемая для дорожной разметки краска или пластик "должны обеспечивать устойчивое сцепление покрытия с покрышками автомобилей, мотоциклов и велосипедов при любых погодных условиях".

До середины августа проект будет находиться на общественном обсуждении. После этого будет приниматься решение о его утверждении. Обычно ПНСТ тестируется 1–3 года, дорабатывается и затем превращается в ГОСТ.

Предложения в концепции будущего ГОСТа интересные, но подойдут в основном для больших городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, считает замглавы Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов. У регионов денег не хватает даже на то, чтобы привести в нормативное состояние дорожную сеть и поставить обычные светофоры в местах концентрации ДТП, подчеркнул он.

В ФАР также раскритиковали закрепленные в ПНСТ средства "успокоения" трафика для снижения скорости движения –– сужение дорог перед пешеходными переходами и установку искусственных препятствий на проезжей части. По словам Дмитрия Клевцова, сейчас уже есть эффективные средства –– камеры и таблички с ограничением скорости. Поэтому любые препятствия на дороге будут только увеличивать количество аварий и создавать пробки, добавил он.

По словам координатора движения "Синие ведерки" Петра Шкуматова, большая часть представленных схем ограничения движения скопирована с тех, что применяются в ЕС. Это, например, сужение дороги за счет парковочных мест или велодорожек, расширение пешеходных зон и другие.