Потребительская уверенность россиян в I квартале 2019 года уменьшилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Об этом свидетельствуют данные Росстата, которые во вторник публикуют "Известия". Наибольшее снижение наблюдается у молодежи в возрасте до 30 лет — в 5,5 раз. Ухудшились за год и настроения граждан в части собственного благополучия.

Согласно данным службы госстатистики, индекс потребительской уверенности россиян в первые три месяца 2019 года снизился вдвое по сравнению с показателем I квартала 2018-го. Год назад его значение составляло -8 пунктов. Это был лучший показатель с кризисного 2015-го, когда он падал до -32 пунктов. Во II квартале 2018-го индекс удержал эту позицию, но с третьего, когда уже было объявлено о пенсионной реформе и увеличении НДС, уверенность россиян в завтрашнем дне начала снижаться. В итоге в I квартале этого года индекс составил -16 пунктов.

Наибольшее падение индекса потребительской уверенности зафиксировано среди граждан до 30 лет. Так, если в I квартале прошлого года у этой категории он держался на отметке -2 пункта, то в начале этого года снизился до -11. Чуть меньше падение показателя зафиксировано среди людей старшего поколения (50+): на 8 пунктов (с -11 в I квартале 2018-го до -19 год спустя).

Ухудшилось за год и мнение населения относительно собственного благополучия. В первые три месяца прошлого года индекс личного материального положения был на отметке -9 пунктов, в первом квартале этого года он опустился до -12. Индексы благоприятности для крупных покупок и сбережений в I квартале 2018-го фиксировались на отметке -23 и -32 пункта соответственно. Спустя год они опустились до -29 и -37 соответственно.

Снимок экрана 2019-06-10 в 23.43.47.png

Впрочем, в положительную плоскость индекс потребительской уверенности россиян перешагивал только в 2000-е годы. Так, впервые за историю наблюдений — с 1998-го — плюсовой отметки в 0,2 он достиг в 2007 году, а в середине 2008-го вырос до 1 пункта. Но уже в конце года на фоне мирового финансового кризиса уверенность россиян в стабильности экономики рухнула до -20 пунктов и с тех пор к положительным значениям не возвращалась.

Сильный перелом в потребительских настроениях россиян произошел во второй половине прошлого года на фоне изменений пенсионной системы, повышения НДС и ожидания скачка инфляции, сообщил "Известиям" руководитель направления "Макроэкономика и финансы" Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Он отметил, что пик неуверенности в завтрашнем дне пришелся на начало 2019 года, когда люди уже увидели рост цен.

Негатива в прошлом году, который оказал влияние на потребительскую уверенность россиян, было достаточно много, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Это и падение курса рубля на 25%, и выгода лишь для сырьевых компаний от высоких цен на нефть. Рядовые граждане при этом столкнулись с ростом ключевой ставки ЦБ, из-за чего населению пришлось, в отсутствии увеличения доходов, продолжить брать займы на невыгодных условиях. Более 15% населения отдает кредитным организациям половину своего дохода, при этом зарабатывая не более 50 тыс. рублей в месяц, подчеркивает эксперт.