Повышение пенсионного возраста может увеличить уровень бедности среди предпенсионеров. Так, через девять лет количество граждан этой категории с доходами ниже прожиточного минимума вырастет с нынешних 4,2% до 7,3%. Как во вторник пишут "Известия", об этом говорится в исследовании РАНХиГС.

Наиболее уязвимой категорией населения из-за повышения пенсионного возраста могут стать предпенсионеры — женщины 55–59 лет и мужчины 60–64 лет. Граждане этой группы, достигнув старых границ возраста выхода на заслуженный отдых, не будут получать деньги до тех пор, пока не достигнут нового возраста. При этом часть из них уже может не иметь работы. Потеря пенсионного дохода ухудшит материальное положение таких граждан, из-за чего уровень бедности в этой категории в умеренном сценарии может вырасти с нынешних 4,2% до 7,3% к 2028 году, говорится в расчетах РАНХиГС.

Для этих людей предусмотрено пособие по безработице, но установлен ряд ограничений на его размер и период получения, отметил один из авторов исследования, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Пенсионный возраст повышен с 2019 года до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Увеличение происходит постепенно, этот переходный период завершится в 2028-м. Целью увеличения была возможность индексировать пособия по старости темпами выше инфляции за счет сэкономленных средств. До 2024 года выплаты будут расти ежегодно на 1 тыс. рублей. Также законодательно появилось понятие "предпенсионер". Это люди, которым до пенсии остается пять лет.

Около 20% граждан предполагали прекратить трудовую деятельность и жить на одну пенсию по прежним правилам. На благосостояние этой категории реформа может повлиять отрицательно — в целом в пределах расчетов РАНХиГС, согласился директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

В пресс-службе Минтруда, а также в аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой сообщили, что незнакомы с исследованием РАНХиГС. В Минэкономразвития материалы на рассмотрение не поступали и, соответственно, не рассматривались, сказали в ведомстве.

При этом ускоренное повышение пенсий в 2019–2024 годах потребует не только всех сэкономленных средств от повышения возраста выхода на отдых (около 2 трлн рублей в течение пяти лет), но и увеличения объема бюджетных трансфертов примерно на 500–600 млрд до 2024 года. А с учетом расходов на реализацию мер по смягчению последствий реформы (повышение пособий по безработице, переобучение и т.д.) еще дополнительно около 100 млрд рублей.

Однако ускоренная индексация пенсий в ближайшие годы сформирует повышенную базу обязательств правительства перед населением на будущее. А при невысоких темпах роста экономики и тем более при спаде это подвергнет риску устойчивость пенсионной системы и ограничит возможности такой индексации выплат в период после 2024 года и тем более после 2028 года, предупреждают авторы исследования.

В целом индексации пенсий недостаточно для борьбы с бедностью, считает социолог НИУ ВШЭ Даниил Александров. По его мнению, также необходимо увеличивать финансирование на поддержку многодетных семей. Они смогут больше тратить на образование и здравоохранение, что будет способствовать подготовке квалифицированных кадров.