Бизнесу хостельеров дорого встает законопроект ГосДумы. В Петербурге потери уже подсчитали, до Ленобласти доходит медленнее. Но 47news нашел не только единственный "плюс", но и стратегически согласных.

В среду, 6 марта, Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об ограничении работы хостелов и отелей в жилых домах. Причем в самом агрессивном варианте – можно работать в многоквартирном доме, но только в нежилых помещениях. То есть надо иметь отдельный вход. Таким образом, хостелы, расположенные выше первого этажа, могут закрыть. Спасутся те, что будут переведены в нежилой фонд.

- Это удар не только по хостелам, но и по всему малому бизнесу, который ведет предпринимательскую деятельность в нежилом фонде многоквартирного жилого дома, – заявила в разговоре с "Фонтанкой" Яна Бабина, президент петербургской Гильдии малых средств размещения.

- Третье чтение — это, как правило, формальность. Закон приняли – это факт. Единственный плюс в том, что нам теперь придется шевелиться, что-то делать, как-то менять свою позицию на рынке. Над этим как раз работаем усиленно. Нас также затронет этот закон, но я планирую перевести свои помещения в нежилой фонд, - поделился с корреспондентом 47news владелец петербургской сети семейных отелей "15 комнат" Григорий Иванов.

В Ленинградской области, согласно открытым источникам (сервис booking.com), даже по самым скромным подсчетам, в жилых домах расположено не менее 100 хостелов и мини-отелей.

Официальные данные еще скромнее – всего 42 хостела в целом. В основном - в Выборгском и Гатчинском районах, уточнили в областном комитете по туризму и добавили, что за 2018 год количество туристов в регионе увеличилось почти в полтора раза – до 5,1 млн человек. И их надо где-то размещать.

Как рассказал корреспонденту 47news председатель экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, Выборг и Гатчина - главные точки притяжения тех туристов, кто едет в Ленобласть. И для них закрытие хостелов будет болезненным.

Известие о решении депутатов отельеры региона восприняли по-разному. Так, владелица хостела "Бельведер" в Выборге Наталья Донцова перевела хостел в нежилой фонд, поэтому ее бизнеса законопроект не коснется.

- Для меня даже хорошо, если законопроект пройдет. Он избавит рынок от "теневиков", которые мешают работать, жить людям, и портят репутацию хорошим отельерам. Кроме того, я за то, чтобы запретить хостелы в домах, где много жильцов – по пять-шесть квартир, - рассказала Донцова.

Владелец выборгского хостела "Пихта" Людмила Фаркина беспокоится как бы даже не о себе. По ее мнению, от законопроекта в первую очередь пострадают туристы.

- Много приезжают к нам летом. Это, в основном, студенты и те туристы, которые не хотят тратить деньги на дорогие гостиницы, а также те, кто направляется в Финляндию. Рейтинг у нас достаточно высокий, не хуже, чем у гостиниц, но дешевле намного. Если закроют хостелы, то в первую очередь от законопроекта пострадают бюджетные туристы, которые выбирают недорогое жилье, - отметила она.

47news бегло взглянул на процедуру перевода помещений в нежилой фонд. Каждый из десятка шагов на этом пути имеет свою цену, которую бизнес в итоге будет вынужден включить в тариф на проживание. Туда же - стоимость организации отдельного входа. Если же дом, где расположен хостел, имеет историческую или иную ценность - затраты вырисовываются колоссальные.

- Например, в Петербурге многие дома являются архитектурными памятниками, они находятся под охраной различных ведомств. Без разрешения экспертов делать в них  дополнительный выход нельзя.  Стоимость услуг этого эксперта может доходить до 250 тысяч рублей. И это только оценка, без дополнительных работ, - рассказали участники рынка.

Стоит также напомнить, что нельзя перевести что-то в нежилое, если нижний этаж все еще остается жилым.

По мнению экспертов, у предпринимателей останется один путь – уйти в тень. Некоторые хостельеры так и работают, предлагая услуги по договору найма.

Справка:

Законопроект о хостелах был внесен в Госдуму еще в сентябре 2015 года эсеркой Галиной Хованской, принят в первом чтении уже в октябре того же года. При обсуждении звучали термины "грязь", "шум", "ущерб историческим зданиям" и даже "террористическая угроза". Второе же чтение постоянно откладывалось: застонал бизнес. Правительство предложило компромисс - разрешить открывать хостелы в приватизированной квартире при согласии с большинством собственников. Прислушаться к Белому дому рекомендовало даже государственно-правовое управление президента. Однако депутаты почти через четыре года внезапно приняли закон в изначальном варианте.

В Петербурге, которому эксперты и участники рынка прогнозируют титанический урон из-за законопроекта, отреагировали предсказуемо пессимистично. Так, по данным Ассоциации малых гостиниц города, закрыться могут до 95% хостелов и мини-отелей. Всего в городе работают около 1,5 тысяч "малых средств размещения".

 

Максим Мунгалов,
47news