Будущее рынка доставки еды - за вкусной игрой в сети, а офлайн-ритейлеры превратятся в музеи. Беспилотники уже угрожают привычной торговле. От футуролога 47news услышал про "Пятый элемент".

"Доставка дронами, магазины без касс – пиар-ход. Представить, что квадрокоптеры будут летать с едой над людьми - страшновато", - реагирует генеральный директор петербургской сети кофеен "Чайникофф" Михаил Гусейнов на вопрос 47news о резком росте спроса на доставку продуктов на дом. 

Согласно исследованиям, которые опубликовал накануне "Коммерсант", рынок онлайн-доставки продуктов питания ритейлерами и службами доставки по итогам 2018 года вырос в полтора раза, составив 23 млрд рублей.

Все же напомним, что американская Amazon в начале 2018 года открыла магазин без касс и продавцов – Amazon Go. Войти в магазин можно, отсканировав штрих-код мобильного приложения. Покупатель свободно выбирает продукты, а мобильное приложение на смартфоне в фоновом режиме отслеживает список покупок в корзине. Если клиент передумал, то может положить товар обратно на полку — вещь будет удалена из списка. При выходе из магазина мобильное приложение автоматически списывает деньги со счета. Кроме того, Amazon экспериментировала и с дронами-доставщиками товаров.

Для российских реалий такие "полеты" ограничивает законодательство. Квадрокоптеры считаются беспилотными летательными аппаратами и подчиняются правилам воздушного кодекса РФ. Но, даже несмотря на запреты, опрошенные 47news участники рынка не видят в дронах перспективы. Здесь пока все очевидно. Вряд ли людям понравится летающее над головами, да и товар при аварии жалко.

По мнению партнера агентства по консалтингу цифровой стратегии Russian Behavioral Unit Юлии Черепановой, в будущем офлайн-магазины станут чем-то вроде музеев, куда люди будут приходить, чтобы ознакомиться с продуктами офлайн, а покупки в основной своей массе будут происходить дистанционно.

"Вариант, что все перейдут в онлайн-магазины, вполне возможен", - добавляет она.

В сегменте доставки ежегодно укрепляют свои позиции и рестораны. По данным РБК, только в Петербурге за 2018 год курьеры доставили готовых блюд на 4,6 млрд рублей. Доставка еды растет на фоне стагнации офлайновых ресторанов. Рестораны обладают своими приложениями для телефонов и предлагают доставку блюд, но в основном популярностью пользуются агрегаторы – "Яндекс.Еда", Delivery Club и другие. Курьеров-доставщиков отличают разноцветные коробы за спиной, а интерес к доставке еды подогревают неподдельными эмоциями. Вспомнить хотя бы Ромео и Джульетту из двух конкурирующих компаний в Новосибирске

"Мы тоже движемся в этом направлении. Особой популярностью у нас пользуется кофе. В день через наше приложение заказывают кофе больше сотни человек, а когда действуют скидки и акции – под тысячу", - рассказал Михаил Гусейнов. Добавив при этом, что офлайн-рестораны никуда не денутся.

Говоря о будущем интернет-торговли, Юлия Черепанова отмечает, что в мобильных приложениях для привлечения потребителей будут использовать игровые подходы, как в компьютерных играх.

"Заказы в мобильных приложениях будут набираться в корзины покупателей полуавтоматически, исходя из прошлых покупок и предпочтений. Также приложения получат больше игровых элементов для привлечения потребителей. И, конечно, изображения продукции станут другими, более "вкусными на вид". Думаю, в какой-то момент кто-то из игроков рынка осуществит прорыв в цифровых коммуникациях с потребителями. И за лидером подтянутся, - добавляет она.

Похоже, обсуждение ситуации отсылает к цитате из кинофильма 80-х "Москва слезам не верит": "Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение".

Что касается предсказаний, то по столичному футурологу, разработчику программы Punto Switcher в компании "Яндекс" Сергею Москалеву, "следующим этапом развития торговли станет децентрализация торговых сетей в сочетании с точечной, очень быстрой доставкой товаров каждому индивидууму".

- Тут стоит вспомнить доставку еды по воздуху в культовом фильме "Пятый элемент". В нем еду развозили не дроны, а летающие корабли. Предъявляешь карточку — мультипасс — получаешь заказ.

 

Максим Мунгалов,
47news