Ограничив некоторое время назад рекламу алкоголя, правительство России пошло дальше. На постновогоднем заседании кабинет министров сделал еще один шаг в сторону мирового сообщества, одобрив присоединение к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака. Последствия вполне предсказуемы - полный запрет на всю рекламу, любые виды стимулирования продажи сигарет и на участие табачных брендов в качестве спонсоров в каких-либо общественных мероприятиях. Того требует та самая конвенция. Впрочем, она охватывает намного больше вопросов.


Конвенция по борьбе против табака ВОЗ — фактически первая попытка скоординировать усилия разных стран, направленные на сокращение потребления табака. Вступила в силу 27 февраля 2005 года, а на август 2007 года договор подписали 168 стран.


Обращение к президенту с просьбой ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о присоединении к конвенции России было направлено еще 5 июля 2006 года. Прошло полтора года и только в декабре 2007-го правительство одобрило это присоединение. Однако, как отметил на сегодняшнем заседании Госдумы Борис Грызлов, в парламент этот документ так пока и не поступил.


Многие из пунктов, которые содержатся в антитабачной конвенции, давно уже выполняются в России. Но есть и новые интересные моменты. Кроме деклараций в конвенции содержатся и многие практические тезисы.


Во-первых, это ценовые и налоговые меры по сокращению спроса на табак. То есть предполагается осуществление налоговой и ценовой политики в отношении табачных изделий, такой, чтобы потребление табака сокращалось (сколько сейчас сигареты стоят в нескольких европейских странах, хорошо известно, так что россияне, отправляясь в Европу в гости, везут своим друзьям по блоку «ароматных палочек»).


Во-вторых, каждая подписавшая договор сторона в течение трех лет с момента вступления в силу Конвенции добивается, чтобы «упаковка и маркировка табачных изделий не стимулировали продажу табачного изделия любым путем, который является ложным, вводящим в заблуждение или обманным». Имеются в виду надписи на пачках типа «легкие» или «с низким содержанием смол» и прочие, которые «прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия».


Каждая сторона запрещает все формы рекламы, стимулирования продажи табачных изделий. Сообщение о вреде табачной продукции теперь должно занимать 50% основной маркированной поверхности. Страна должна принять меры по защите населения от пассивного курения, бороться с контрабандой и незаконной торговлей табачной продукцией, производители - публиковать информацию обо всех ингредиентах, входящих в её состав. В учреждениях медико-санитарной помощи и центрах реабилитации должны работать программы по диагностике, консультированию, профилактике и лечению табачной зависимости.


Каждая страна, присоединившись к конвенции, запрещает распространение бесплатных табачных изделий среди населения и особенно среди несовершеннолетних. Стремится

запретить продажу сигарет поштучно или в небольших упаковках, которые увеличивают доступность таких изделий для юных. Есть и пункт о предотвращении доступа несовершеннолетних к аппаратам, продающим табачные изделия (в процессе подписания хартии можно пойти дальше, заявив об отказе от таких автоматов на своей территории вообще).


По мнению специалистов рекламного рынка, ничего сенсационного в новости о запрете в недалеком будущем рекламы табачных изделий нет. По словам председателя Международной рекламной комиссии Совета ассоциации медийной индустрии Сергея Пилатова, присоединение к конвенции ВОЗ было ожидаемым — это мировая тенденция. Как производители табачных изделий, так и агенты по размещению рекламы уже давно были готовы к подобным изменениям. Рекламы сигарет как таковой сегодня уже нет и так. Ее можно обнаружить в основном в глянцевых журналах. И, вероятнее всего, она просто постепенно будет исчезать с их страниц.


По словам управляющего по коммуникациям табачной компании JTI International Анатолия Верещагина, одобренная российским правительством конвенция является лишь некими рекомендациями для страны-участника соглашения. Прежде, чем документ вступит в силу, его сначала должна ратифицировать Государственная Дума, затем соответствующие поправки будут внесены в действующее законодательство. Сколько времени уйдет на этот процесс, сказать сложно. Страна, подписавшая конвенцию, сама решает, какие именно рекомендации будут приняты и в какой степени отразятся в законодательстве.


Россия — одна из немногих развитых стран, которая еще не присоединилась к конвенции. Поэтому для нашей страны ратификация такого документа в определенной степени направлена на поддержание своего имиджа в мире.


В большинстве европейских стран ограничения на рекламу табака действуют с 2001 года и включают в себя множество условий и запретов, в частности: запрет на любую рекламу в печатных СМИ, запрет на спонсорство (за исключением мероприятий или деятельности, организуемой на мировом уровне), ограничение спонсорства всемирных мероприятий, осуществляемое табачными компаниями (таких, например, как гонки «Формула-1»). Информация о табачной продукции может располагаться только в пункте продажи товара.


Но все же существуют и исключения, которыми активно пользуются рекламисты сигарет. Это реклама табачных изделий в зарубежных публикациях и изданиях, случайная телевизионная реклама, спонсорство мероприятий мирового уровня, интернет.


Что касается интернета, то с ним вообще все просто — для него закон не писан. И хотя и существуют некоторые общие ограничения для интернет-коммуникаций, но в действительности контролировать сеть практически невозможно.


Табачные компании, которые обладают огромными бюджетами, могут специально импортировать в страны, не являющиеся участниками конвенции, материалы и издания, содержащие необходимую им информацию. Всеобщее исчезновение рекламы табака может стать возможным только при всемирном запрете рекламы. Но в мире всегда найдутся государства, которые под давлением табачного лобби не поддержат конвенцию по всемирному запрету на рекламу табака.


Кроме того, для осуществления некоторых мировых проектов просто не обойтись без спонсорской помощи табачных магнатов. В некоторых случаях это даже приводит к серьезным скандалам, как, например, это уже случалось при проведении чемпионата «Формулы-1». Команды-участники гонок всегда размещали на своих болидах и экипировке логотипы табачных компаний-спонсоров. В 2004 году, например, из-за запрета на рекламу табака из календаря чемпионата были исключены этапы «Гран-при Австрии», а гонки проводились в Бахрейне и в Китае. Контракт с Испанией был продлен только после того, как страна разрешила на время гонок рекламировать табак.


Михаил Гончаров,

Анастасия Митина