Руководителям всех районов Ленобласти грозят репрессии. Три года они принимают генпланы за сельские поселения, а выяснилось, что это растрата. Главная по законам так прочитала Градкодекс.

Правовой блок правительства Ленинградской области подготовил главам администраций районов особый подарок. В случае, если в политико-юридическом споре, идущем сегодня на Суворовском, 67, выиграет председатель комитета правового обеспечения Лариса Красненко, прокуратура сможет начать изучать их деятельность по нецелевому расходованию бюджетных средств. Это грозит не только уголовными делами и штрафами, но и массовой отменой новых версий генеральных планов сельских поселений, разработанных за последние три года.

Точкой невозврата станет проект изменений в генеральный план Ропшинского сельского поселения Ломоносовского района. Тронуть его решили ради оформления земли под "Дворцово-парковым ансамблем "Ропша" в долгосрочную аренду нефтяной компании "Роснефть". Структура Игоря Сечина согласилась воссоздать его за свой счёт. Резиденция династии Романовых площадью 38,9 Га пережила войны и революции, но с 1980-ых годов несколько раз горела. На её реставрацию требуется 5 млрд рублей. Соответствующее указание дал Владимир Путин два года назад.

Администрация Ропши в январе этого года заключила контракт со специализированной организацией — ООО "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства".

Согласно "СПАРК", география деятельности этой фирмы обширна, вплоть до Крыма, а прибыль за 2017 год составила 36,5 млн рублей. Генеральный директор и совладелец, 72-летний Сергей Митягин, десятилетие назад работал в министерстве строительства Самарской области. Имеет профессиональные контакты. К примеру, его не раз видели в поездках с бывшим главным архитектором Санкт-Петербурга Александром Викторовым. Также он является одним из учредителей некоммерческого предприятия "Серебряное кольцо". Где в числе прочих - мать вице-губернатора по экономике Дмитрия Ялова.

Но администрация Ломоносовского района тоже заключила с этим же НИИ договор, зарезервировав под него 95 тысяч рублей. Только случилось это в апреле и, как выяснилось уже осенью, цена и предмет подряда были сопоставимы. Притом директор Митягин сам подал жалобу в прокуратуру, посчитав такое положение дел неправильным.

По словам главы администрации Ломоносовского района Алексея Кондрашова, его сотрудники вынуждены были отказать в принятии работ института, поскольку им была прислана копия того же проекта, что уже была отправлена в администрацию Ропши.

- В нашем варианте генеральный план всего лишь добавлял участок под дворцом. В варианте администрации Ропши в границы населённых пунктов включилась еще земля площадью 98 Га. Из сельскохозяйственной она превратилась в жилую, производственную и общественно-деловую. Хотели дважды продать одно и то же, - сказал он.

ропша.png

Речь идёт о территории рыбколхоза "Прогресс", о котором в официальных базах сказано как о действующем, но в реальности он чуть ли не банкрот.

- Такие вещи нужно обсуждать, ещё непонятно, необходимо ли на этой территории строительство. Тем более, в версии документа место под девелопмент появится не просто так, а после засыпки прудов рыбколхоза. Меня даже интересует не это, а судьба реки Стрелка, что течёт вдоль. Это является водоподающей системой для Константиновского дворца, а он, между прочим, президентский. У меня нет понимания, насколько отразится засыпка водоёмов на всей системе, - полагает Кондрашов.

Несмотря на явные разногласия, 31 октября администрация Ропши разместила свой вариант проекта генплана в федеральной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Притом, по правилам площадки, администрация Ломоносовского района с этим ничего не может поделать до тех пор, пока соответствующее решение не примут в Министерстве экономического развития, куда направляются на согласование все генеральные планы поселений.

Совладелец рыбколхоза Виктор Столярчук объяснил журналисту 47news, что засыпаемые пруды больше не нужны, так как "разводить там карпа больше не выгодно". Насчёт потенциального инвестора, ради которого водоём превращается в жилую площадку, не подсказал, заявив, что его как такового ещё нет. Заодно спросил, кто является заказчиком данной статьи, и определил в качестве него районную администрацию. После чего разговор стремительно прервался. По общему контактному телефону ответил мужчина, развязный тон которого напомнил о наступлении праздников.

Глава администрации Ропши Роман Морозов заметил, что генплан, несмотря на его помещение во ФГИС ТП, находится на уровне разработки, а впереди много дел по согласованию в Минэке и комитете по архитектуре и градостроительству Ленобласти.

- У меня есть заявление от юридического лица, собственника участка, он хочет перевести территорию под жилую застройку. Отказать ему я не имею права.

- Сейчас со всех углов кричат о том, к чему приводит, скажем, так, невнимательное отношение муниципальных властей к появлению мест массовой застройки. Вы можете объяснить, кто и что будет строить на месте рыбколхоза?

- Кто - будет известно в будущем, а что — ровно то, что указано в генеральном плане.

- Похоже, вы толком не знаете?

- Я такого не говорил.

- Как получилось, что и вы, и коллеги в районе заключили контракт с одной и той же компанией, да ещё и настаиваете на разном?

- Это вы там спросите, мне бы со своим хозяйством справиться. Я исполнил свои градостроительные полномочия. Если кто-то не согласен, всегда можно обратиться в прокуратуру.

Запутанная история случилась из-за многочисленных пертурбаций с градостроительными полномочиями, пережитыми Ленобластью за последние три года. После того, как с 2015 года утверждать генеральные планы стали на уровне правительства, было решено на год передать градостроительные полномочия сельским поселениям. Городские поселения эти функции имеют и так. К 2016 году о внесённых изменениях вроде забыли, продлевать не стали, а депутаты не напомнили.

С этого момента и начался конфликт. Как подтвердили собеседники 47news в администрациях сразу нескольких районов, всё это время идёт спор, могут ли сельские поселения сами разрабатывать генеральные планы или обязаны передать полномочия на уровень районов. Мы неоднократно рассказывали, что вокруг градостроительных функций крутятся суммы, исчисляемые в миллиардах рублей.

Последнюю точку в вопросе мог поставить вице-губернатор по строительству Михаил Москвин. В позапрошлую пятницу, 14 декабря, у него прошло совещание с участием архитектурного блока и прокуратуры, где, говорят, пришли к выводу, что правда на стороне районных, а не сельских администраций. Но упомянутая в начале Лариса Красненко, взяв на проверку протокол встречи, сверилась с Градостроительным кодексом и выяснила, что он превалирует над региональными нормативно-правовыми актами. Следовательно, за процедуру должны отвечать администрации поселений.

Примерно с того времени архитектурный блок пребывает в растерянности, поскольку сотрудники размышляют, когда именно уволят начальника, Вячеслава Шибаева. Сам он уже ушёл в новогодний отпуск, оставив вместо себя первого заместителя Михаила Киреева. На звонок журналиста 47news он не ответил, прислав sms, что занят.

Между тем, от того, чья позиция выиграет - Красненко или Москвина - зависит судьба чиновников и разработанных ими генеральных планов.

- Если признают правоту Красненко, получится, что все генеральные планы сельских поселений и поправки, принятые районными администрациями за последние три года, надо отменять. А бюджетные средства, присылаемые на исполнение этих полномочий, изымать и возбуждать статьи по нецелевому расходованию бюджетных средств, - примерно такой вывод сделали собеседники 47news сразу в нескольких районах Ленобласти.

Директор НИИ Сергей Митягин заявил журналисту 47news, что район не мог заниматься генеральным планом поселения, поскольку это противоречит Градостроительному кодексу. Однако не смог объяснить, отчего у него на руках оказалось сразу два одинаковых контракта от разных заказчиков, в том числе от этого самого района. Когда зашёл разговор на эту тему, он сослался на занятость и нерасполагающую для таких бесед поездку в автобусе.

Лариса Красненко на звонок не ответила. Михаил Москвин подтвердил различие взглядов с коллегой.

- Я действительно не подписал этот протокол. Юридический комитет сделал расширенный анализ и выяснил, что проводить работу по внесению изменений в генпланы сельских поселений могут только те районные администрации, у которых это прописано в уставах. Хотя мы и прокуратура были склонны считать, что никаких препятствий у районов для этого нет, - сказал он. - Мы сделали законопроект, согласно которому эти полномочия передаются на уровень региона. Если во вторник, 25 декабря, его внесут в ЗакС, и мы успеем его принять, действие будет распространяться на отношения с 1 января 2019 года. Если не успеем и примем в январе, то — на 1 января 2020 года.

Сейчас подобного законопроекта в базе данных ЗакСа нет.

 

Юлия Гильмшина,
47news