Ни один из перевозчиков не захотел работать с Управляющей компанией по обращению с отходами в Ленобласти. При этом в январе жители заплатят за вывоз мусора вдвое, а его под окнами, возможно, станет больше. Есть мнение, что сценарий был готов.

10 декабря подведены итоги торгов на предоставление услуг по транспортировке твёрдых коммунальных отходов, объявленных в ноябре АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" ("УК ООЛО"). Предприятие, как известно, выбрано единым "мусорным" оператором региона. По данным сайта госзакупок, ни один из трёх лотов, общей стоимостью 2,7 млрд рублей, не заинтересовал ни одну компанию.

Победитель аукциона должен был ежедневно с 1 января по 31 декабря 2019 года вывозить отходы с мест их складирования, как от физических лиц, так и со специализированных контейнерных площадок. Общая масса отходов, предназначенных к транспортировке, по трём лотам, определена в 711 452 тонны. Лот №1 включал в себя четыре района Ленобласти - Всеволожский, Кировский, Выборгский и Приозерский. Его начальная стоимость 984 миллиона рублей. В лоте №2 были Гатчинский, Ломоносовский, Тосненский, Волосовский, Кингисеппский, Сланцевский, Лужский районы и Сосновоборский городской округ. Начальная стоимость составляла 1,03 млрд. Лот №3 включал восточные районы Ленобласти - Бокситогорский, Волховский, Киришский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы. Начальная цена была самая низкая — 716,4 млн. 

В нынешнем году "УК ООЛО" была определена региональным оператором в Ленобласти. К полномочиям на десятилетний срок отнесены сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории региона. Компания зарегистрирована в 2008 году и на 100% принадлежала Леноблкомимуществу. Но, по словам участников рынка, 75% компании было продано структурам "Банка Санкт-Петербург". В 2017 году при обороте в размере 274 млн рублей прибыль предприятия составила 6,7 млн рублей.

Отметим, что новый конкурс "УК ООЛО" провести не успеет, поскольку по процедуре на его проведение нужен месяц, а региональный оператор должен начать возить мусор с 1 января. Заметим, что в структуре валовой выручки оператора, которая должна составить 3 млрд 360 млн рублей, 31% будет предусмотрен на оплату услуг полигонов, а 67% - на сбор и транспортировку отходов. Если в абсолютных цифрах, то на полигоны в тарифе (5,7 тысячи рублей за тонну) заложено 1467 рублей, а на сбор и транспортировку - 3 тысячи 261 рубль. В условиях конкурса и вовсе фигурирует 3 тысячи 288 рублей за тонну. Как рассказывали 47news участники рынка, это очень хорошие деньги, если учесть, что ранее в среднем совокупные затраты на полигоны, сбор и транспортировку составляли 2-2,5 тысячи рублей. 

По словам гендиректора и основного владельца крупнейшего в Петербурге предприятия по транспортировке и переработке отходов АО "Автопарк №1 "Спецтранс" Анатолия Язева, на конкурс он не заявился из-за его условий, в частности,  неподъёмного обеспечения, но распространяться на эту тему не стал.

По данным сайта госзакупок, размер обеспечения заявки по первому лоту составил почти 50 млн рублей, а размер обеспечения исполнения контракта почти 300 млн рублей. По второму лоту цифры почти идентичные. По третьему 35 млн и 214 соответственно.

Отметим, что полигон Язева "Новый Свет" должен стать основной площадкой для приёмки отходов из Петербурга.

- У меня сейчас вызывает озабоченность другое. Осталось 20 дней до начала работы, а договор от "УК ООЛО" на приёмку отходов нам пришёл только вчера. Предметно его ещё не изучали, но навскидку видно, что в нём технические требования, которые надо обсуждать. Например, неясно как полигон будет определять, откуда поступили отходы. Также есть условие работать до 23:00, в то время как мы принимаем до пяти вечера. Это потребует увеличения количества сотрудников и техники, - привёл пример Язев.

Один из игроков мусорного рынка, совладелец холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко, предполагает, что перевозчики не заявились из-за логистики и специфики сбора мусора в Ленобласти.

- Вот возьмите, к примеру, первый лот. Если от Всеволожска до Кировска ещё более-менее вменяемое расстояние, то до Приозерска уже нет. Туда машину не погонишь, нужно держать филиал. Во-вторых, в маленьких городках и деревнях Ленобласти машина набирает мусор значительно дольше, чем в городе. По времени и расстоянию это значительно отличается от работы в городе, - считает Хильченко, добавляя, что тариф хоть и неплохой, но даже крупным перевозчикам втягиваться в это может не иметь смысла чисто финансово.

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов удивился итогам конкурса.

- С чем вы связываете отказ перевозчиков заявляться на торги? - спросил 47news.

- Возможно, никто не нашёл возможности, оценив свои силы, - предположил чиновник.

- Есть вероятность, что это произошло из-за того, что лоты были слишком крупными?

- Торги были в общем доступе на федеральной площадке. На них могли заявиться московские компании, которые работают и с большими оборотами.

- Какие теперь варианты у "УК ООЛО"?

- Конечно, новый конкурс они провести не успеют, но теперь у них есть возможность заключить договор без проведения торгов, это предусмотрено постановлением правительства, - сообщил чиновник.

- Но с кем, если никто из перевозчиков не заявился?

- Это, конечно, вопрос.

- Появляется место для конспирологии, что укрупнение лотов было намеренным, чтобы уйти в непрозрачную процедуру без торгов, о которой вы упомянули, вам не кажется?

- Повторюсь, процедура была открытая. Есть компания, например, из Волгограда, которая стала единым оператором в нескольких регионах. На сегодняшний день будем смотреть, как они будут выходить из ситуации. Мне они ещё ничего не писали, - отметил собеседник.

По словам гендиректора "УК ООЛО" Николая Хасиева, о предполагаемых причинах равнодушия перевозчиков он не догадывается.

- Признание аукциона несостоявшимся не является препятствием для организации работы. Мы намерены предоставить возможность работать всем действующим перевозчикам в Ленобласти. При этом мы обладаем необходимой базой данных о действующих транспортных компаниях, как то, наличие контейнерного парка и мощности, во всех 18 районах Ленинградской области. Уверен, что переход на новую систему обращения с отходами будет благополучным, - считает Хасиев.

Заметим, что "УК ООЛО" по законодательству может возить отходы самостоятельно, и такую возможность Хасиев не исключил, но не смог назвать примерное количество собственного подвижного парка.

Отметим, что,  по словам опрошенных участников рынка, компанией, с которой "УК ООЛО" может заключить договор, возможно, станет некое ООО "Спецтранс 47". По данным СПАРК-Интерфакс, фирма зарегистрирована в Петербурге год назад. Уставной капитал 10 тысяч рублей. Основным видом деятельности указан "сбор неопасных отходов". Гендиректором и учредителем является Сергей Яковлев. На момент подготовки публикации, связаться с ним не удалось.

- Есть мнение, что торги, на которые никто не пришёл, были частью сценария. А компания, с которой будет заключён договор, станет генподрядчиком по всем трём лотам и началом цепочки освоения денег, в конце которой будут мелкие перевозчики, согласившиеся возить за недорого, - отметил один из опрошенных коммерсантов.

Пока же понятно, что уже в январе за вывоз мусора, по новым тарифам, жители Ленобласти заплатят на 43% больше. В случае, если парка мусоровозов будет недостаточно, наступит неприятная ситуация — плата вырастет, а традиционные горы мусора, связанные с праздниками, увеличатся. Учитывая такой сценарий, понятно, почему за ситуацией наблюдают в полпредстве, где порой видят взаимосвязь социальных тем и протестов жителей.

 

Виктор Смирнов,
47news