В гостинице "Crown Plaza Аэропорт" в Санкт-Петербуре 15 ноября прошла конференция "Особенности региональной цифровизации". Настраивал на диалог об IT-сфере собравшихся директор по распространению технологий "Яндекса" Григорий Бакунов. 47news его представили как "евангелиста" своей компании.
Если 30 лет назад компьютеры представляли собой машины, потребляющие по 30 литров спирта, то сейчас люди ожидают появления нейроинтерфейсов. Георгий Бакунов рассказал, какое оружие появится из его мира в реальности, что изменится в выборах и как возрождается советское слово диссидент.
- Когда мы уже уйдем от необходимости постоянно нажимать кнопки или управлять гаджетами руками?
- В ближайшее время - никогда. Почему люди все время пальцами нажимают? Потому что это быстрее. Единственный интерфейс, который можно придумать, по скорости сравнимый с пальцами, это тот, что непосредственно внедрен в мозг. Пока до этого очень далеко. Я не видел ни одного хорошо работающего подобного интерфейса, но думаю, что в ближайшие 10 лет мы увидим прорыв в этой области, связанный с управлением с прибора, который крепится к себе, а лет через 30, наверное, появятся нормальные интерфейсы, которые вообще никуда не крепятся, а передают мысль.
- Откуда такие расчеты?
- Это очень просто посчитать. Обычно от появления первых работающих прототипов до внедрения в реальную жизнь проходит 25-30 лет. Прямо сейчас у нас нет устройств, которые бы позволяли с помощью мозговых сигналов, пусть даже путем крепления к голове, выполнять какие-то действия. Они все работают нечетко. Думаю, те, что будут хорошо работать, мы увидим в течение 5-7 лет. Плюс тут еще важный момент — должно поколение смениться. К разработке должны прийти люди, которые от рождения пользуются этим устройством.
- Если вы говорите о смене поколений, то давайте посмотрим на себя. Например, сейчас физический носитель информации — это флешка. Когда люди перестанут понимать, что это такое, при ее виде?
- А вы думаете современные молодые люди знают, что такое флешка? Я думаю, что нет. Большая часть подростков, например, вообще не представляет, что такое "дискета". Я как-то повстречал человека, который искренне думал, что кто-то напечатал на 3D принтере кнопку "Сохранить". Доходит до такого. Должны пройти примерно те же 30 лет, после того, как устройство вышло из употребления.
- Когда появятся нейроинтерфейсы, можно ли будет их использовать как глобальное оружие? Я знаю, например, что автомат Калашникова на 100% убьет человека. Будет ли цифровой аналог?
- Думаю, что нет. В ближайшее время мы не увидим средств, которые позволяют транслировать сигнал в мозг. Задача сейчас гораздо более простая. Есть интересные эксперименты, которые выглядят так: передать сигналы один в один из одного мозга в другой. Например, человеку за глухой стенкой показывается красный, желтый, зеленый цвет - какой-то один. А второму человеку нужно назвать цвет, который показали первому. То есть, попытка ретрансляции мозговых волн. Даже этот подход пока работает очень слабо. Мы очень далеки от того, чтобы что-то транслировать в мозг, однако, считывать сигналы мы в состоянии.
- То есть, это перспективное направление и на него сейчас делаются все ставки?
- Да, много ставок сделано в этом направлении, потому что это, в первую очередь, единственный способ взаимодействия с компьютером - быстрее, чем пальцы.
- А такие банальные вещи, как реклама? Как это будет работать, когда появятся нейроинтефейсы? Надо ли будет, к примеру, отключать ее за деньги, чтобы проживать жизнь с премиум-аккаунтом?
- Думаю, что через 30 лет будет совершенно другой рынок, в котором, я надеюсь, не будет такого количества рекламы. Если вы задумаетесь на секунду, реклама появилась довольно давно, но все же не сопровождала всю жизнь человечества. То есть она появилась в тот момент, когда предложение превысило спрос. На самом деле, почти всегда в большинстве нормально устроенных обществ должно быть так, что предложение идентично спросу.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на конференции «Особенности региональной цифровизации».
- Реклама - один из атрибутов современной экономики, если вы говорите, что ее не будет, то выходит, что и экономики такой, какой мы ее сейчас видим, тоже не будет?
- Думаю, что да. Вся цифровая экономика, которую сейчас человечество построило, ее не существовало 30 лет назад. Поищите в интернете высказывание одного из замминистров конца 80-х начала 90-х, которому когда принесли проект персонального компьютера, кричал, что не может такого быть. Персональная машина может быть, персональная дача может быть, а персональный компьютер — нет. Компьютер — это огромный шкаф, который обслуживает 30 человек и потребляет 30 литров спирта.
- В какой момент люди будут воспринимать наше время, как архаику? В какой момент фильм "Матрица" будет смотреться с комментариями: "И так они представляли фантастику?"
- Это уже сейчас происходит. Большая часть процессов в "Матрице" происходит по проводам. На момент съемок люди себе слабо представляли, что что-то кроме голоса может транслироваться без проводов. Если помните, под это подвели прекрасный product placement Nokia. По-честному, они, конечно, и думать не думали, что можно обойтись без проводов при передаче сигнала. Огромные шланги, которые втыкаются в голову - это сейчас выглядит смешно.
Вы же понимаете, что Фейсбук в некотором смысле это уже "Матрица". Социальная сеть, фактически, занимается разведением людей: до 30% образующихся браков - это те, кто когда-то начал общаться там. "Фейсбук" собирает людей, которые общаются в "Фейсбуке" в надежде на то, что появится еще больше людей, которые будут общаться в "Фейсбуке".
- Вы сами завели речь о "Фейсбуке". Как в будущем будет выглядеть диссидентство от соцсетей? На Западе отсутствие публичного аккаунта уже может создать проблемы в поиске работы.
Они уже сейчас есть, есть большое движение озабоченных безопасностью ребят, которые говорят: "Я удалил аккаунт в Фейсбуке". Но нужно просто удалить все, удалить все аккаунты во всех системах, которые так или иначе за тобой следят. И только тогда можно надеяться на то, что ты будешь относительно недоступен для этой самой слежки. С практической точки зрения, это похоже на человека, который сам сжигает свой паспорт.
- А как вообще изменится подход к безопасности?
- Готового ответа нет. Если только первые попытки. Мне кажется, что ничего глобально не изменится. Как сейчас все системы, которые взаимодействуют с человеком, требуют всевозможной проверки всех контактов, так и будущем ничего не изменится.
- В какую сторону тогда развиваются беспроводные технологии? Когда-то нельзя было себе представить даже беспроводную зарядку, а вы говорите, что через 30 лет нас ожидает очередной скачок.
- Мы и сейчас не достигли беспроводной зарядки. Просто появилось устройство, на специальное место которого нужно класть телефон. Тем не менее, первые попытки сделать цифровую передачу энергии есть. То есть у вас телевизор висит посереди комнаты, а его блок питания находится в десяти метрах. Вот это классно, это я бы хотел увидеть в ближайшем будущем.
- Сегодня на вашем выступлении были политики. Они интересовались цифровыми выборами? Перевод бумаги в скором времени сойдет на нет, как этот процесс будет проходить тогда?
- К сожалению, не готов на этом вопрос сейчас ответить, поскольку есть несколько очень хороших публикаций, которые показывают, как на самом деле должны быть устроены выборы. У нас этой темой занимался Илья Сегалович (сооснователь Яндекса, скончался в 2013 году, - прим.ред.). Есть довольно интересное математическое решение, как понять, что человек достоверно отдал свой голос. Техническое решение есть, другое дело - это далеко не самая главная проблема. Это очень вторично, главное привести больше людей на выборы и сделать так, чтобы их выбор был как-то обоснован.
- Возможна ли с развитием технологии прямая демократия, когда люди голосуют не за политика, а за конкретно решение проблемы, например, строительство моста?
- Мне кажется прямая демократия места довольно сильно переоценена. Приведу пример. Есть много разговоров на тему: "А давайте автоматизируем работу нотариусов". Казалось бы, они делают какую-то ерунду полную, просто подписывают бумажки. На деле их задача убедиться в адекватности человека, который пришел за этой подписью. Это сложно, если вообще эту задачу возможно автоматизировать. Не забывайте, что суть выборов этих самых политиков не просто в сборе голосов, но и в разъяснении мнений. Все, что вы хотите от технологий — это, на самом деле, люди. Посмотрите внимательно на всеми технологами любимый сериал "Черное зеркало". В нем все время показывают какие-то новые технологии, но на самом деле речь всегда идет о людях.
Технологии вторичны, первичны люди.
Беседовал Никита Дедков,
47news