Запрет на журналистов – новая мода в парламенте Ленобласти: нельзя фотографировать - чем, кстати, депутаты занимаются вместо работы. По нужде без спроса тоже запрещается.

Председатель Законодательного Собрания Ленинградской области не выдержал. По примеру своего городского коллеги Вячеслава Макарова, безуспешно и годами борющегося с журналистами, он официально тоже приступил к информационной блокаде.

По данным 47news, в канцелярию ЗакСа 17 октября от его имени поступил проект постановления, вносящий изменение в положении об аккредитации журналистов при парламенте. В случае его принятия в зале заседаний будет введён патологический порядок, как того и требовал ещё летом либерал-демократ Дамир Шадаев. Придя в третий раз за год на работу, он расстроился из-за сновавших по помещению фотокорреспондентов и видеооператоров. Больше его самого в зале и не видели.

Теперь же запечатлевать происходящее можно будет только с мест, определённых для средств массовой информации. Какие именно это точки и будут ли они помечены, к примеру, на полу красной изолентой, выводящей крест или кружочек, в документе не поясняется.

Согласно новой доктрине, ходить свободно по залу обладатели камер смогут только до момента утверждения повестки дня заседания или в течение десяти минут с начала иного мероприятия. Последний пункт сразу отметаем, поскольку спикер Бебенин не раз заявлял, что и рад бы вообще избавиться от журналистов, но при большом заседании это не позволяет закон. Однако можно закрывать такие мероприятия, как заседания комиссий, что и было претворено в жизнь при обсуждении пенсионной реформы.  

Перемещаться в пространстве теперь можно будет только при выборе точки для съёмки, притом делать это нужно так, чтобы не создавать помех депутатам Законодательного Собрания и прочим присутствующим. Если корреспондент не нашёл, к какому ракурсу пристроиться, он должен покинуть зал.

Это что касается прав представителей СМИ. Но есть и дополнения к их обязанностям, несколько противоречащие предоставленным возможностям. В поправках записано, что заканчивать установку видео- и фотоаппаратуры нужно не позднее, чем за пять минут до начала мероприятия. Заметим, к примеру, часто бывает так, что телеканалы не всегда приезжают к началу заседания, поскольку их интересует конкретный вопрос повестки, обсуждаемый, скажем, в её середине. Отныне это противобебенински.

Также журналистам больше нельзя вмешиваться в ход проведения ЗакСа. Запрещены любые устные высказывания или действия, имеющие цель привлечь к себе внимание или прервать ход мероприятия. Табу наложено на ведение съёмки "способами, мешающими ходу мероприятия" и "перемещение, создающее помехи проведению мероприятия, а также другие действия, отрицательно влияющие на его ход". Отдельным пунктом отмечено вето на производство "фото и видео съёмки во время мероприятий крупным планом документов".

Вряд ли всё вышесказанное является ответом на что-то иное, не относящееся к деятельности 47news. Летом мы как раз запечатлели, как единоросс Алексей Ломов во время встречи с губернатором настолько не мог сосредоточиться, что уткнулся в изучение интригующего плана поездки в США

Другие его товарищи, не впечатлившись докладом вице-губернатора Романа Маркова о бюджете, рассматривали фотографии грибочков. Поскольку народные избранники, как правило, не держат в руках серьёзных документов, возможно, они имеют в виду, что крупным планом нельзя фотографировать и смартфоны/планшеты.

Очевидно, вредным для хода заседания стоит признать и одну из последних публикаций, когда мы видеоспособом уличили парламентариев в голосовании за себя и соседку. Скорей всего, если ещё раз показать подобное, это поднимет на смех легитимность законодательного органа. Так что тут негодование спикера Бебенина понятно.

Переживание депутатов объяснимо и в связи с тайнами, что мы периодически раскрываем. Однажды ведь нам показалось, что депутатам настолько скучно на работе, что они выглядят спящими.

Раскроем секрет - внутри себя не все депутаты поддержат подобный посыл. Мы точно знаем, что одна из фотографий Алексея Ломова с последнего заседания вызвала настолько живой интерес со стороны его коллег, что многие просили выслать им её отдельно.

Ломов

Начальник правового управления ЗакСа Денис Малкин не стал спорить со своим шефом и на бумаге признал его идею чрезвычайно верной. О том, что федеральный закон предполагает уголовную ответственность за нарушение прав журналистов, в заключении на постановление он не уточнил. Про то, что своими запретами Сергей Бебенин вмешивается в право гражданского общества на получение независимой информации, что нарушает ещё и Конституцию РФ, тоже не упомянул. Естественно, по недоразумению.

В пояснительной записке к документу добавлено, что он создан по аналогии, в том числе, с тем, что действует в Государственной думе. Это, кстати, тоже не соответствует реальности, поскольку в нижней палате парламента России лишь сказано, что фото- и видео операторы имеют право там работать.

Возможно, депутаты надеются, что не будь СМИ в зале, никто, наконец, не просчитает, какое количество законопроектов они приняли, имея в среднем зарплату в 180 тысяч рублей. Мы неоднократно рассказывали, что у многих этот показатель равен нулю. Фактически выходит, что в законотворческой деятельности народные избранники не участвуют, а законопроекты им присылают для утверждения из правительства в готовом виде.

Или мы никому не расскажем, что когда дело доходит до чего-то более-менее сложного, парламент Ленобласти и вовсе предпочитает растворяться в своей ауре. На нулевое чтение бюджета-2019 пришли только 19 депутатов из 50. На фоне всего этого они ещё умудряются жаловаться на неуважение со стороны правительства.

Спикер Бебенин собирается внести еще изменения в регламент ЗакСа. Он уверен, что после открытия заседания Законодательного Собрания и до его закрытия присутствующим запрещается перемещаться по залу без разрешения председательствующего. То есть в туалет теперь тоже заказано.

 

Юлия Гильмшина,
47news

Фото: Валентин Илюшин