Минстрой разработал механизм бесперебойных поставок тепла, воды и водоотведения. К поставщикам ресурсов, которые не справляются с ситуацией, допускают отключения в отопительный сезон, будет применяться "перехват управления". Механизм схож с тем, что применяют к банкам при отзыве лицензии, назначая временную администрацию, пишет "Российская газета".

Целью предлагаемых изменений является быстрая передача управления ресурсоснабжающей организацией в руки руководителей, которые способны справиться с проблемой, в случае угрозы нарушения бесперебойного водо- или теплоснабжения. Они должны не допустить аварийной ситуации или справиться с ее последствиями. Такой маневр будет и называться "перехват управления". Применить его можно для смены руководства теплоснабжающей или теплосетевой организации, компании, осуществляющей горячее или холодное водоснабжение и водоотведение.

План публичного управления будет утверждаться регионом, отметила Елена Солнцева, директор департамента ЖКХ минстроя во время общественной экспертизы документа в Общественной палате России. При отклонении от этого плана управляющий будет отстранен.

Назначается администрация на 12 месяцев. Этого времени, по мнению разработчиков документа, достаточно для того, чтобы урегулировать ситуацию.

Использовать новый механизм планируется в экстренных случаях. Когда очевидно, что руководство ресурсоснабжающей компании не способно справиться с ситуацией, к примеру, поставить тепло, когда на улице зима. При принятии решения будут учитываться действия руководителей компании или их бездействие. "Перехват управления" неизбежен, если поставщик тепла и воды уклоняется от устранения причин аварийной ситуации, ликвидации последствий.

Законопроектом прописываются правила "перехвата управления". Власти субъекта обращаются в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления в ресурсоснабжающей организации и назначении публичного управляющего еще до вступления в силу решения арбитражного суда. С даты назначения управляющего полномочия руководителей ресурсоснабжающей организации прекращаются. Этот порядок схож с тем, что применяется при отзыве лицензии у банков. Публичный управляющий может распоряжаться имуществом организации. Кроме того, он обязан назначить единую теплоснабжающую организацию или гарантирующую организацию, в чьей зоне деятельности находятся объекты коммунальной инфраструктуры. Если публичное управление назначается в единой теплоснабжающей организации муниципалитета, допускается привлечение ресурсов соседнего населенного пункта.

В настоящий момент значительное количество предприятий в сфере тепло- и водоснабжения, работающих в России, представляют собой государственные и унитарные предприятия. Ими поставляется потребителям 73 процента воды. Частные компании в этом секторе представлены в меньшей степени.

При этом 80 процентов всех потребителей - неотключаемые. Это жители домов, которым по закону нельзя перестать поставлять воду, и теплоснабжающие организации, которым поставщики воды не могут "прикрыть" кран в отопительный сезон даже при накопленной задолженности. По мнению поставщиков ресурсов, не много частных компаний готовы заходить на рынок ресурсов при таких жестких правилах работы.

Сейчас у власти сохраняется ответственность за обеспечение населения водой и теплом, и если никто из предпринимателей не хочет работать в определенной территории, то создается унитарное предприятие, которое и обеспечивает граждан теплом и водой.