"Выбросите эту шелуху из головы", защитил Путин Трампа в Хельсинки. На Дональда нет компромата. 47news посмотрел на заголовки советских, российских и американских таблоидов. Ничего подобного не увидел.
Владимир Путин 16 июля в Хельсинки во время встречи с Дональдом Трампом произнес слово "шелуха". Именно её он посоветовал американским журналистам выбросить из головы. Как считает 47news, наш президент подарил этому слову, обозначающему сухую ломкую оболочку семян и плодов, шанс стать в один ряд со "Спутником", "Перестройкой", "Новичком" и "Дачей".
А все просто потому, что на протяжении всей 50-минутной пресс-конференции двух президентов в Хельсинки пул журналистов их Белого Дома досаждал Трампу вопросами о российском вмешательстве в выборы 2016 года. Были, конечно, и Сирия, и Крым, и "Северный поток-2", но американские голоса упорно спрашивали про руку Москвы. А Путин стоял по левую руку от Трампа и не давал коллегу в обиду. Официозом дотошности стал вопрос американского журналиста непосредственно российскому лидеру: "Есть ли у вас компрометирующий материал на Трампа?"
Путин же заявил, что когда бизнесмен Трамп приезжал в Москву (по всей видимости, имелся в виду визит Дональда Трампа 2013 года на конкурс "Мисс вселенная", прим. 47news), он и не слышал о такой американской фамилии. Попутно напомнил, что на майский Петербургский экономический форум приехала делегация из более чем пятисот ведущих американских предпринимателей. Фамилий их, при всем уважении к американской деловой жилке, он тоже назвать не может. А оперативная работа по участникам ПМЭФ не велась.
"Выбросите, пожалуйста, эту шелуху из головы", - заявил напоследок Путин.
А 47news посмотрел на заголовки зарубежных передовиц в надежде найти пресловутую "Shelukha". Американкие медиа оперативно реагировали на происходящее в президентском дворце в Хельсинки и, естественно, сообщали о том, что Трамп остался доволен словами Путина о неучастии России в американских выборах. Но про "шелуху" никто не писал. USA Today, The Wall Street Journal, The New York Times, Chicago Tribune, New York Post, The Washington Post практически с идентичными молниями со словом "отрицает". А региональные San Francisco Chronicle, The Denver Post и Tampa Bay Times решили не следить за российско-американскими переговорами.
Ярко выступили немцы. Frankfurter Allgemeine Zeitung расстелила "красный ковер для Путина": "Roter Teppich für Putin". Громко заявила Süddeutsche Zeitung: "Trump und Putin attackieren US-Geheimdienste", то есть "Трамп и Путин атакуют американские спецслужбы". Но "шелуху" проигнорировали
Британцы из Times и Guardian не проявили фантазии. "Trump and Putin insist Russia did not meddle in US election" - "Трамп и Путин настаивают на том, чтобы Россия не вмешивалась в выборы в США".
Французы из L'Humanité и Le Dauphiné Libéré продолжали праздновать успех своей сборной на чемпионате мира в России. Итальянская Corriere della Sera по косточкам рабирала контракт Роналду с "Ювентусом". И только потом написала об отсутствии итнриги в Хельсинки: "Putin a Helsinki: "Finita Guerra Fredda" Trump: "Il Russiagate solo una farsa: nessun intrigo o collusione nel voto". А испанская El Mundo и тоже не первой новостью дала фразу, что у Трампа нет оснований не доверять Путину.
Зато именно "шелуху" взяли в оборот российские СМИ. "Путин: Не собирали мы компромат на Трампа, выбросите эту шелуху из головы", - передала из Хельсинки "Фонтанка". Оттоптались на слове "НТВ" и "МИР 24". А Life предпочел заменить интересное слово "ерундой".
А 47news пробежался по заголовкам мировой прессы прошлых лет. Все-таки встреча лидеров США и России всегда была событием №1 в мировой дипломатии. Констатируем, ничего более яркого не звучало ни в Тегеране, ни из Вены, Рейкьявика и Ванкувера. Заголовки американских передовиц, как правило, были острыми с прицелом на легкость, а в Советском Союзе все названия статей напоминали главы учебников.
Так, председатель Совета народных комиссаров СССР Иосиф Сталин три раза встречался с американскими президентами — дважды с Франклином Рузвельтом и один раз с Гарри Трумэном. Встречи проходили в рамках "большой тройки" участников антигитлеровской коалиции, а поэтому на них нельзя было обойтись и без премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. Триумвират собирался в ноябре 1943 года в Тегеране, в феврале 1945-го в Ялте, а в июле в Потсдаме. Повестка саммитов была ясна по форме, но не проста в исполнении: как победить Третий рейх и что делать с разбитой Германией, а заодно и со всем остальным миром.
Ежедневник The New York Times, к тому времени уже без малого сто лет рассказывающий американцам о том, что происходит не только в "Большом яблоке", но и везде, где только можно, грозит своим заголовком Германии посттегеранскими бомбардировками: "Roosevelt, Stalin, Churchill agree on plans for war on Germany in talks at Teheran; 1,500 more tons of bombs dropped on Berlin". А постялтинская газета "Правда" выступает с лаконичным "Конференция руководителей трёх союзных держав — Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании в Крыму" . С такой же шапкой выходят и "Известия", они пишут о "крупнейшем политическое событии нашего времени" и "новом примере скоординированного решения сложных вопросов". А уже из Потсдама The New York Times не без радости передает о том, что их президент Трумэн выбран председателем "большой тройки", а при этом американский флот продолжает молотить японцев: "Truman is selected to preside as big three conference opens; fleet still hammers at Honshu".
В оттепель про "шелуху" тоже не говорили. Когда говорят о советско-амерканских отношениях периода Никиты Хрущева, то, как правило, вспоминают встречи первого секретаря ЦК КПСС с Джоном Кеннеди. Однако до встречи Джей-Эф-Кей советский лидер успел плотно пообщаться с Дуайт Эйзенхауэр. Хрущев почти две недели провел на американском континенте. Он смог понравиться американскому народу. В гостях у фермера Росуэлла Гарста его интересовало всё, вплоть до устройства выгребной ямы, а в рамках культурной программы Хрущев побывал на киностудии "XX век Фокс" и в "Диснейленде". Но напряжения в отношениях снять не удалось. Эмоциональная речь Хрущева на сессии Генеральной ассамблеи ОНН тому свидетельство.
А уже в июне 1961 года Хрущёв встретился с Кеннеди в нейтральной Вене. Были дипломатические улыбки, но не было понимания. Через пару месяцев после в этой встречи в Берлине начнут возводить знаменитую стену, а советские ракеты начнут тайно транспортироваться на Кубу.
Но The Washington Post выходит с фотографией жмущих друг другу руки Кеннеди и Хрущева с заголовком "Kennedy, Khrushchev Discuss Laos Frankly". Газету интересовало советское присутствие в юго-восточной Азии. Рукопожатие публикует и The Levittown Times. Первого секретаря ЦК КПСС газета называет просто Никита: "Kennedy, Nikita meet in friendly atmosphere". Советская же газета "Правда" по традиции проявляла лаконичность. В заголовках минимум эмоций: "Вчера в Вене", "Беседы начались", "Хорошее начало", "Заявление о встрече Н. С. Хрущева и Дж. Кеннеди".
А Леонид Брежнев с американцами целовался, но ничего близкого к слову "шелуха" не произносил. Леонид Ильич смог встретиться с тремя американскими президентами - Ричардом Никсоном, Джеральдом Фордом и Джимми Картером. Но особняком стоит именно встреча 1972 года с Никсоном. Просто именно тогда нога американского президента вступила на советскую землю. А спустя два года после этого события Леонид Брежнев торжественно запустил в Новороссийске завод "Пепси-Кола". Но пресса тогда писала, естественно, не про газировку.
Газета "Известия" отнеслась к американскому гостю предельно серьезно. Заголовки больше напоминают плакат с режимом дня над кроватью советского школьника: "Беседа Л. И. Брежнева с Р. Никсоном", "Продолжение советско-американских переговоров", "Отъезд товарища Л. И. Брежнева в Москву", "Отъезд президента США в Минск". Также без изюминки и журнал "Огонёк" обозначил итоги владивостокской встречи Брежнева с Фордом: "СССР — США: Диалог мира". Журналу вторит "Комсомолка" с застойным заголовком "Переговоры Л. И. Брежнева с президентом США Дж. Фордом".
Американцы выступают ярче. По итогам венской встречи 1979 года Брежнева и Картера The New York Times публикацию лобызающихся лидеров. Хотя новость предельно серьезна — подписан договор по ОСВ-": "U.S and Soviet sign strategic arms treaty; Carter urges congress to support accord". Поцелуй, как оказалось, был дипломатическим. Через полгода советские войска войдут в Афганистан.
Михаил Горбачёву посчастливилось встретиться с Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем, за которым тогда ещё не закрепилось пояснительное "старший". Именно диалоги с Рейганом и стали разрежающими. Их было несколько — в Рейкьявике, Вашингтоне и Москве. Переход в новую эпоху пестовала и советская, и американская пресса.
Хотя The New York Times продолжает говорить о тупике, видя нерешенность программы "Звёздных войн": "Reagan-Gorbachev talks end in stalemate as U. S. rejects demand to Curbs Star wars". А за этим следует "Исландский саммит: "Сложный диалог": Горбачёв гневно обвиняет Рейгана в срыве соглашения в Рейкьявике. "The Iceland summit: "A difficult dialogue"; Gorbachev angrily accuses Reagan of scuttling an accord at Reykjavik". А в итоге всё заканчивается возможностью новых переговоров: "Reagan-Gorbachev Talks End; New Effort on arms planned; president sees fresh start".
А Советская Россия опять ставит своих читателей перед фактом: "Окончание советско-американской встречи. Диалог состоялся". На фото улыбающиеся Рейган и Горбачев, а под ними информация о победе хлебозаводов Алтайского края. А "Известия" отдельно приводят стенограммы выступления секретаря и президента под шапкой "Укреплять доверие и взаимопонимание".
С Джорджем Бушем-старшим встречался на заре своего первого президентства и Борис Ельцин, но его главным американским другом был демократ Билл Клинтон. Эти лидеры сверяли часы сдруг с другом почти два десятка раз. Начали в Ванкувере, а потом последовали Токио, Неаполь, Москва, Галифакс, Денвер, да и тот же самый Хельсинки.
"Клинтон и Ельцин делают успехи" / "Clinton, Yeltsin make strides", сообщает The Boston Globe, публикуя фотографию двух президентов, по-домашнему сидящих в креслах и смотрящих на осенний лес. А диалог, между прочим, шёл о Балканах. Или итоги саммита в Ванкувере от The New York Times: Клинтон предоставляет Ельцину миллиард долларов: "Summit in Vancouver; Clinton presents billion to Yeltsin in U. S. aid package". А денег в России действительно ждут: "Ельцин за рубежом: встречают хорошо, но денег все-таки не дают", - с таким заголовком выходит в феврале 1992 года "Независимая газета". Но помощь помощью, а есть ещё и геополитические интересы: "Yeltsin says NATO is trying to split continental again" / "Ельцин говорит, что НАТО снова пытается расколоть континент".
Как кажется 47news, встречу в Хельсинки можно считать успешной хотя бы потому, что за 80 лет активной дипломатии на встрече лидеров двух мировых держав прозвучало действительно интересные слова для протокола. А окончательным признанием "шелухи" должен стать тематический твит в микроблоге Трампа.
Александр Калинин,
47news