Реформа системы обучения водителей в очередной раз натолкнулась на серьезные препятствия. Из-за споров ГИБДД и Минэкономики долгое время не удается выпустить необходимые для работы автошкол приказы МВД, пишет газета "КоммерсантЪ".

Реформа подготовки водителей буксует из-за сугубо технических, на первый взгляд, документов — заключений ГИБДД о том, что образовательная организация располагает необходимыми ресурсами: оборудованием, классами, преподавателями и учебными автомобилями. Без этих заключений автошколы не имеют права вести образовательную деятельность. До 2017 года правила проведения проверок материально-учебной базы и выдачи заключений были описаны в письме-рекомендации ГИБДД России, но в 2017 году его отменили, и образовался правовой вакуум.

В Госавтоинспекции планировали оперативно решить эту проблему с помощью двух новых приказов МВД с регламентацией процедуры. На практике все оказалась сложнее. Первую версию раскритиковало профессиональное сообщество. Проекты отредактировали, вопросы были сняты. Новые препоны возникли на этапе оценки регулирующего воздействия документа: Минэкономики подготовило отрицательное заключение на оба документа.

Ведомство обратило внимание на следующее обстоятельство: органы ГИБДД вправе согласовывать материально-учебную базу и программы обучения только для автошкол, которые собираются получить образовательную лицензию и на рынок еще не вышли.

В Минэкономики также отметили, что месяц на проведение обследования автошколы (такой срок заложен в проекте) — это слишком долго. Достаточно 15 дней. Сделать это возможно, считают в ведомстве, исключив из обязанностей ГИБДД ряд "дублирующих функций", которые сейчас уже выполняют органы Рособрнадзора. Помимо этого, Минэкономики настаивает на введении механизма контроля за автошколами после получения заключений.

В МВД России пояснили: на данный момент в рамках подготовки новых приказов проводятся "согласительные процедуры, по результатам которых будет принято решение о необходимости доработки" документов. Предполагается, что МВД наделят "полномочиями по изданию нормативных правовых актов" в части согласования основных программ обучения водителей и порядка выдачи согласований автошколам.