С 1 января 2019 года региональные дорожные фонды получат новый источник финансирования — туда будут поступать штрафы за нарушения ПДД. Соответствующий законопроект Госдума может принять на этой неделе. Новый источник доходов крайне нестабилен, говорят эксперты: основную долю штрафов обеспечивают камеры, водители к ним привыкают, перестают нарушать, и поступления в бюджеты снижаются, пишет газета "КоммерсантЪ".
Комитет Госдумы по бюджетам и налогам рекомендовал принять во втором чтении поправки к Бюджетному кодексу РФ, которые касаются формирования региональных дорожных фондов. Сегодня это происходит за счет акцизов на топливо и масло, транспортного налога и трансфертов из федерального бюджета. Минтранс в своем законопроекте предложил дополнить этот список доходами от штрафов, которые выносит ГИБДД. Сегодня эти деньги идут в бюджеты субъектов федерации, но не "окрашиваются" и тратятся на различные цели, с дорогами не связанные (например, строительство поликлиник, детских садов). Ежегодная сумма поступлений в фонды превысит 60 млрд руб. (оценка Минтранса). Комитет по бюджету предложил принять законопроект во втором чтении 10 мая, в третьем — 15 мая. Поправки вступят в силу 1 января 2019 года.
Поступление штрафов напрямую в фонды "лучше, чем ничего", считает председатель общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. Он подчеркивает, что большая часть штрафов ГИБДД выносится с помощью камер. "Спустя некоторое время после установки камер водители перестают нарушать, и количество штрафов автоматически падает,— пояснил он изданию.— В этих условиях спланировать какое-либо строительство невозможно".
Со временем фонды будут получать все меньше средств за счет нарушителей, считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. Связано это с тем, что все больше регионов будут ставить камеры с помощью концессий, когда частная компания инвестирует деньги в систему фиксации нарушений, возвращая их за счет штрафов.