Инаугурация разделила российский бомонд на три кремлёвских зала. А элиту собрали в Андреевском. Но в первом ряду пятеро — Наина, Герхард, Дмитрий, Светлана и Кирилл. Протокол показал кто есть, а кто далече.

Инаугурация президента — это не только выверенный по минутам церемониал, но и смотр элиты. Просто быть частью истеблишмента мало, надо быть особой, приближенной к императору. И чтобы принять этот факт, не надо быть гигантом мысли. И сегодня, 7 мая, страна могла посмотреть, кто здесь знать. Но даже среди пяти тысяч приглашенных в Кремль оказались те, кто равнее других.

А на самом деле всё квадратно просто. Прежде чем присягнуть на Конституции и официально в четвёртый раз стать президентом, Владимир Путин прошёлся по трём залам Большого Кремлевского дворца — Георгиевскому, Александровскому и Андреевскому. На это у него ушло две минуты. В каждом помещении ему аплодировали, но позаловое ранжирование присутствующих было очевидно. Статус приглашенных возрастал по мере приближения лидера к главному закону страны в красном переплёте.

В Георгиевском зале собрались, как нам показались, люди наверняка достойные и заслуженные, но явно не ближнего круга. Во всяком случае, кода лидер по красной дорожке шел к четвертому президентству по первому залу, 47news вспомнил статью "С цацками к Путину нельзя, он не блестящий" . Тогда, в октябре 2017 года, Путин принимал новый участок Киевского шоссе под Гатчиной и встречался с работягами. Дорожникам указывали на ненужность вульгарных цепочек и перстней, ведь эта эстетика не близка президенту. А обладатели пригласительных билетов в Георгиевском зале, как показалось нашему изданию, вольно или не вольно действовали от обратного.

Сложилось впечатление, что это котёл, в котором только начинает подкипать первичный бульон эволюции. Пестрота деловых платьев и национальных костюмов, причёски — от африканских косичек до шиньона-пучка а-ля Екатерина Фурцева, вспышки камер смартфонов, и аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты. Путин выборочно дежурно кивал лицам из калейдоскопа. Но, как показалось, если лидер и кивнул кому с душой, то композитору Александре Пахмутовой. Она, скорее всего, оказалась в первом ряду перед ленточкой из-за своего невысокого роста, и была чужда резким движениям. При этом было заметно, что многие владельцы смартфонов стали сбрасывать фото и видео друзьям с президентской проходки еще до того момента, когда спина Путина стала скрываться в дверях Александровского зала. А в этом зале картина не отличалась от Георгиевского.

Стало понятно, что сливки сливок собрались именно в Андреевском зале. Здесь тоже был праздник, но не было карнавальной составляющей. На входе стоял директор "Роснефти" Игорь Сечин. Тут все понятно, если процитировать Александру Пахмутову: "команда, без которой нам не жить". В зале витала сдержанность, и, наверное, не потому, что многие из присутствующих уже через час будут отправлены в отставку.

В первом ряду стоял первый зампред Игорь Шувалов. Чуть поодаль от него наделавший шуму со снятым выпуском "Бесогона"  кинорежиссер Никита Михалков. Рядом старший брат, тоже кинорежиссер, Андрей Кончаловский. Топ-место в традиционных чёрных очках заняла певица Диана Гурцкая. По левую руку от неё в белом деловом костюме с георгиевской ленточкой депутат Ирина Яровая. Тут же первая жена Сергея Матвиенко - сына экс-губернатора Петербурга Валентины Матвиенко - певица Зара. Между прочим, Зара знает, что такое жизнь в Ленобласти. Она училась в школе №2 города Отрадное.

Тут же еще два зампреда правительства Юрий Трутнев и Александр Хлопонин. Но рядом с Хлопониным мы не заметили его однокурсника и партнёра по "Норильскому никелю" Михаила Прохорова. А двухметрового предпринимателя трудно было не заметить. За шагом президента следили министры — минсельхоз Александр Ткачёв, минфин Антон Силуанов, минкульт Владимир Мединский, минспорт Павел Колобков и его предшественник Виталий Мутко. И зампред Дмитрий Рогозин тоже был здесь.

В правительственном тылу, за еще одной верёвочкой, стоял культурный бомонд. Артист балета Николай Цискаридзе, юморист Владимир Винокур, актёр и режиссер Владимир Машков. Еще один сектор был отдан для судей Конституционного суда и лидеров традиционных конфессиий.

А в самом самом первом ряду стояли пятеро: супруга первого президента России Наина Ельцина, патриарх Кирилл, экс-канцлер ФРГ и председатель комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шрёдер, а также премьер Дмитрий Медведев с супругой Светланой. Министр обороны Сергей Шойгу, как показалось, был с этой пятёркой, но сторонился ее. Удивительно было видеть в топ-рядах актёра американских боевиков, а с ноября 2016 года гражданина России Стивена Сигала. Но за ним присматривали директор Росгвардии Виктор Золотов и министр иностранных дел Сергей Лавров. Спикер Совета Федераций Валентина Матвиенко, председатель Госдумы Вячеслав Володин и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сами были частью церемониала.

А в итоге после принятия присяги Владимир Путин пожал руку только одному человеку — Дмитрию Медведеву.

Уже на Соборной площади президент сделал и одно селфи — он сфотографировался с молодыми волонтёрами — участниками так называемой "Putin Team", которые помогали ему в президентской кампании. Для этого даже была снята красная оградительная ленточка. Ребята были довольны. Именно они из Калуги, Раменского, Смоленска накануне инаугурации на своих страничках в социальных сетях выкладывали фотографии пригласительных билетов. За каждой такой фотографией сквозило одно: "И я тоже буду под кремлёвскими звёздами, я тоже часть элиты". Всё это укладывалось в концепцию основателя поп-арта Энди Уорхола: каждый имеет право на 15 минут славы.

Кстати, когда Владимир Путин только шел из своего кабинета в Сенатском корпусе Кремля к трём залам, он проходил по коридорам, увешанным картинами. В основном это были русские пейзажи. А 47news вспомнил, что долгие годы придворным художником Кремля считался Илья Глазунов. Он наверняка бы присутствовал на сегодняшней инаугурации, но в июле прошлого года его не стало. Глазунов прославился монструозным полотном "Мистерия XX века". В финальном варианте картины - 2342 персонажа - политики, олигархи, поп-звёзды, духовные лидеры. Будь жив Глазунов, то над "Мистерией инаугурации" ему пришлось бы ох как потрудиться.

 

Александр Калинин,
47news