Ситуация, сложившаяся с проектом «Форда» во Всеволожске, показывает, что расчет российского правительства на локализацию иностранной автосборки пока не оправдывается, пишет «Эксперт Северо-Запад».


Как признал сам генеральный директор компании Ford Тео Штрайт, локализация составляет сейчас около 35% (а должна быть минимум 40), при том что процентов на 15-20 она «накручена» за счет разрешенного правительством включения в нее всевозможных затрат компании на оплату труда работников, арендную плату за землю, расходы на энергоресурсы, рекламу, маркетинг, консалтинг и т.д. По существу, за четыре года работы «Форд» сумел найти лишь полтора десятка российских партнеров, производящих не более 20% комплектующих. В результате проект фактически лопнул как концептуальный замысел. Само производство будет продолжаться, но либо без таможенных льгот, либо в рамках нового соглашения с правительством РФ.


Между тем если проблемы проекта «Форд Всеволожск» относятся к компетенции головной компании, то провал идеи с локализацией затрагивает интересы как России в целом, так и региона в частности. Ситуация вокруг всеволожского завода, осложненная претензиями со стороны налоговой службы, безусловно, негативно отражается на инвестиционном климате региона, причем не только Ленобласти, но и Санкт-Петербурга (иностранцы часто воспринимают оба субъекта РФ как один регион).


Нынешний инвестиционный бум в Петербурге, во многом связанный с приходом мировых автопроизводителей на аналогичных с Ford условиях, не даст ожидаемого эффекта, если все останется как есть. Сама собой, как показывает опыт, локализация не получится. Одного наличия заказов от сборщиков недостаточно: в силу разных, во многом объективных, причин российские компании в массе своей не способны их выполнять. Между тем именно ради такой локализации, призванной дать толчок развитию промышленности, российские власти и стараются привлечь в страну иностранные сборочные производства. А это значит, что развитием в России производства компонентов для иностранной сборки надо заниматься специально. Это должно стать приоритетом государственной промышленной политики на всех уровнях.


Расчет на то, что вслед за «сборщиками» в Россию «сами придут» и их «компонентщики», также во многом наивен. Кто-то, конечно, придет, отдельные случаи уже есть, но полагать, что необходимые объемы производства будут обеспечены без усилий со стороны властей, очень рискованно. Заявленные автопроизводителями объемы производства, по мировым меркам, очень малы, и не факт, что они побудят их раскошелиться на строительство заводов в России. А в локализации автосборки они вообще не заинтересованы. Представляется, что их надо тоже заманивать льготами, которые разумно предоставлять также и слабому, только набирающему обороты новому российскому бизнесу, который берется поставлять компоненты на сборочные заводы мировых гигантов. Дискриминация тут совершенно неуместна и даже антипатриотична. И вообще, если крупнейшим и отнюдь не бедным мировым компаниям (вроде Toyota, Nissan, General Motors, Volkswagen Ag) предоставляются такие серьезные льготы, то разумно ли экономить на спичках, причем на своих?


По материалам сайта www.expert.ru