Госдума приняла в третьем чтении законопроект об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, пишет "Российская газета".
Одна из самых интересных и новых для нашей страны статей закона посвящена нормам строительства и эксплуатации платных дорог. Парламентарии определили ряд основных положений, касающихся перечня тех, кто будет освобожден от уплаты проезда по таким дорогам, уточнили нормы их строительства и эксплуатации.
Камнем преткновения, как всегда, остается цена. На данный момент точные расценки еще не озвучены, так как нет самих дорог. Но, предполагается, что, например, для трассы Москва - Санкт-Петербург они будут составлять минимум 60 копеек за один километр для легковых и до 1,5 рубля для грузовых автомобилей. Стоит отметить, что в данном случае на весь путь в салоне легкового автомобиля необходимо будет потратить около четырехсот рублей. Однако тот факт, что закончить строительство планируется к 2010 году, а инфляция все это время дремать не собирается и вполне может привести к значительному увеличению окончательной цены. Тем более что сроки окупаемости увеличивать уже дальше некуда - для этой трассы они составляют 30-40 лет. К тому же в свое время в правительстве обсуждались совсем другие цифры - 3-5 рублей за километр.
Действительно, привлечение частных инвесторов в основном возможно в случае введения последних тарифов, когда стоимость километра меньше рубля, инвестиции частников становятся практически невыгодными.
Эти цены в среднем выше не только Западной Европы, но и наших ближайших соседей, например Республики Беларусь. В последней платная трасса от государственной границы оборудована двумя пропускными пунктами, стоимость проезда через которые составляет 14 российских рублей.
Бесплатно будут пускать по платным трассам в России только ограниченный контингент. Это автомобили "скорой помощи", пожарных, МЧС, милиции, других тревожных служб, а также маршрутный транспорт.
В законе четко указано, что платная дорога должна строиться только в том случае, если есть альтернативный бесплатный путь. Но есть и другие проблемы. Так, например, неясен механизм передачи земель под дорожное строительство и их перечень. Нечетко прописаны обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии параллельных бесплатных дорог. Сейчас только 37 процентов федеральных и 24 процента региональных дорог находятся в удовлетворительном состоянии.
"Левада-центр" не так давно провел социологический опрос, согласно которому регулярно пользоваться платными дорогами готовы только 11 процентов опрошенных. Практически 20 процентов вообще не будут выезжать на платные автострады, а еще 37 процентов будут ими пользоваться "в исключительных случаях".