Размышлявший о валютном коридоре министр может начать мерить шагами коридоры более мрачные. Улюкаев разочарован в бюрократическом хороводе и просит прощения у народа. А у президента, наверное, тоже бьется мысль, не вывести ли тоннель на свет.
В Замоскворецком суде 15 декабря, на следующий день после большой пресс-конференции президента, 39-летняя судья Лариса Сёменова огласит приговор бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Он обвиняется в получении взятки в 2 миллиона долларов от главы "Роснефти" Игоря Сечина. Действия экс-министра квалифицируются по части 6 статьи 290 УК — это особо крупный размер. Максимальное наказание - 15 лет лишения свободы, но представитель гособвинения Борис Непорожный запросил 10 и штраф 500 миллионов рублей. А ордена и медали вернуть.
История раздора между Игорем Ивановичем и Алексеем Валентиновичем, вследствие которой министр оказался на скамье подсудимых, хорошо известна. Выпускник ЛГУ Сечин — филолог-романист, а Улюкаев еще со студенческих лет в МГУ баловался стишками. Может быть и поэтому сюжет изобилует множеством ярких образов и метафор: "данайцы, приносящие колбайцы", "два пальца на лацкане пиджака", "подаренное другом вино", "профессиональный кретинизм". Но базис спора - экономико-политический. По версии обвинения, министр и доктор экономических наук Улюкаев потребовал и получил от исполнительного директора "Роснефти" и кандидата экономических наук Сечина крупную сумму за одобрение покупки "Роснефтью" 50,08% акций "Башнефти".
Естественно, что президент Путин в курсе разбирательства двух знаковых фигур отечественного политического небосклона. И даже, возможно, ему на пресс-конференции зададут вопрос об Улюкаеве. Ведь в прошлом году главу страны спрашивали о конфликте Сечина с газетой "Ведомости", которая рассказывала о строительстве дома в Барвихе. А президент ответил, что руководителям корпораций с госучастием "поскромнее надо быть".
А судя по последнему проникновенному слову Улюкаева, он действительно готов стать чище и добрее. Хотя о далеком он не говорит как о чем-то прекрасном, отмечая, что главное событие в его жизни осталось позади. Но вину в вымогательстве взятки он так и не признал.
- Я признаю себя виновным. Не в том абсурдном обвинении, которое выдвигает гособвинитель... Я виновен в другом... Я виноват в том, что слишком часто шел на компромиссы, выбирал легкие пути. Карьерное благополучие зачастую предпочитал принципам. Крутился в каком-то бессмысленном хороводе бюрократическом, получал какие-то подарки, сам их делал. Я пытался выстраивать отношения, лицемерил... Только когда сам попадаешь в беду, то начинаешь понимать, как тяжело на самом деле живут люди, с какой несправедливостью они сталкиваются. Когда у тебя все в порядке, ты непроизвольно отворачиваешься от людского горя. Простите меня за это, люди! Я виноват перед вами, - приводит стенограмму отповеди Улюкаева газета "Ведомости".
В своей речи Улюкаев работал широкими мазками. Говорил о том, что "со всей пролетарской ненавистью" отчитывался о налогах (известно, что дед-татарин экс-министра работал дворником), сравнивал себя с гладиатором на цирковой арене, вспоминал звонящий колокол Хемингуэя, а также слова Сократа о финале жизни, сообщил о пожилых родителях и несовершеннолетних детях.
Надо сказать, что и другие участники заседания за словом в карман не лезли. Цитировали советскую киноклассику и российские поп-шлягеры. Конечно, не хватало второго, то есть Игоря Сечина, может быть, он тоже смог бы продемонстрировать свое искусство оратора, но в суд глава "Роснефти" так и не пришел.
А выбирать, по всей видимости, придется именно Владимиру Путину. Выбор этот будет очевидно не простым, но 47news попробовал залезть в голову президента. В правительстве Улюкаев проходил по линии "системных либералов", то есть чиновника если не реформатора, то глядящего в сторону реформ. Представители "продвинутой номенклатуры" имеют своих сторонников главным образом в крупных городах. Это активное меньшинство считает случившееся с Улюкаевым провокацией. Да и сам чиновник в своем слове упомянул "простых и неизвестных людей", которые подходили к нему во время прогулок со словами поддержки, подбадривали через интернет.
С другой стороны, большинство населения России живет не в столицах, а там об Улюкаеве если сегодня и помнят, то, наверное, только то, что был такой министр-"водолаз", который во время кризиса все дно искал, падение рубля остановить пытался. А тут его на миллионной мзде взяли, да еще и долларовой, да еще и с корзинкой деликатесных колбасок. А, следовательно, "вор должен сидеть в тюрьме", и мне, "простому народу", не важно, как вы его туда посадите. К тому же Сечин человек свой, близкий, с конца 80-х годов знакомый, и даже денщиком называемый.
Но и новейшая история знает примеры чудесного ухода из тюрьмы после не по правилам набитой сумы. Та же чиновница Министерства обороны Евгения Васильева, обвиняемая в хищении 3 миллиардов рублей по делу "Оборонсервиса", провела под домашним арестом 2,5 года, а в колонии во Владимирской области всего 34 дня, освободившись условно-досрочно.
А опрошенные 47news юристы тоже разнятся в своих оценках будущего Улюкаева.
Адвокат Сергей Афанасьев, защищающий гангстера №1 Владимира Кумарина, например, не будет удивлен, если 15 декабря экс-министр отправится домой.
- Суд не связан в своем решении с тем, что запросил прокурор. Никакого законодательного запрета в этом плане нет. Суд избирал условную меру наказания по похожим делам. Хотя они были не такие громкие. А год Улюкаев уже отбыл. Его могут зачесть. К тому же все-таки в деле есть политическая составляющая. Да и тот же Навальный получил условный срок. Там тоже шла речь о миллионах, правда рублей. А Улюкаев человек заслуженный и, опять же, возраст, - пояснил 47news Афанасьев.
Напомним, что в деле "Кировлеса" финансовые требования к Алексею Навальному и бизнесмену Петру Офицерову были обозначены 16 миллионами рублей, а по делу "Ив Роше" 28 миллионов рублей.
А руководитель уголовно-правовой практики Pan & Paper адвокат Алексей Добрынин считает, что если учитывать, как освещалось дело Улюкаева, то у экс-министра нет шансов получить условный срок.
- Думаю, что будет реальный срок, но, возможно, суд пойдет на поблажку, на 7-8 лет, - рассказал 47news Добрынин.
По его словам, сравнивать дело Улюкаева с делом той же Васильевой не совсем правильно. Чиновница Минобороны провела под домашним арестом гораздо больше, чем Улюкаев. Ей был назначен не столь значительный срок. К тому же Васильева выплатила более 200 миллионов рублей ущерба за себя и за других осужденных по делу "Оборонсервиса". Отсрочка исполнения наказания в случае Улюкаева тоже не предполагается. Ведь ничего не говорилось о наличии у экс-министра детей-иждивенцев, о которых некому позаботится. А о беременности речь не идет в силу понятных законов природы.
А в 2015 году Улюкаев прогнозировал, что за доллар будут давать 52 рубля. Сегодня давали 59,2, но скорее всего этот факт не беспокоил экс-министра.