Тема объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области несколько отошла на второй план в свете начавшейся кампании по выборам в Государственную Думу и грядущего избрания нового Президента России. Тем не менее, сам вопрос по-прежнему сохраняет свою актуальность.


Как известно, в начале июля этого года в одном из своих выступлений губернатор Санкт-Петербург Валентина Матвиенко заявила, что «объединение необходимо - исторически город и область были экономически единым регионом, и многие решения по развитию инфраструктуры, генерального планирования территорий, должны приниматься совместно». В ответ на это, буквально через несколько дней, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков раздраженно заметил: «У нас много инициатив. Это не значит, что нужно бросаться сломя голову их реализовывать. Надо реально взвешивать последствия тех или иных решений». А затем вплоть до официального празднования 80-летия Ленинградской области при каждом удобном случаем постоянно подчеркивал многовековую историю своего региона, возводя ее ко временам Рюрика. И не забывая напоминать, что Санкт-Петербург был основан лишь в 1703 году, в то время как многие районные центры обладают куда более древней историей. После чего вопрос объединения в очередной раз оказался повисшим в воздухе.


Вместе с тем, в кругах, близких к губернатору Ленинградской области, убеждены: вопрос образования Невского края неизбежно возникнет вновь, ближе к июню следующего года. То есть после инаугурации следующего президента.


Конечно, было бы неправильно обвинять Валерия Сердюкова в нежелании идти на объединение с городом, якобы из-за боязни потерять свои властные полномочия. Чисто по-человечески можно понять нежелание руководителя региона, перешедшего под его руководством из разряда дотационных в доноры, согласится с фактическим поглощением родного детища соседним субъектом Федерации.


С другой стороны, земельные ресурсы Петербурга под новые промышленные инвестиционные проекты к настоящему времени уже исчерпаны. Можно, конечно, окончательно ликвидировать в пригородах последние сельхозпредприятия, подобно тому, как поступили с некогда процветающей фирмой «Лето». Однако вряд ли это позволит вывести из центра даже действующие заводы. К примеру, практически невозможно найти равноценный земельный участок для перевода туда такого промышленного «монстра» как «Электросила», занимающего весьма привлекательный для девелоперов и застройщиков обширный участок земли на пересечении Московского проспекта с улицами Решетникова и Мариинской.


Если же говорить о плюсах и минусах объединения для рядовых жителей, как города, так и области, то они несомненны. Прежде всего, их перестанут делить на «своих» и «чужих».


Отпадет необходимость в ежегодных переговорах и соглашениях между городскими и областными властями о льготном проезде на общественном транспорте. Сдвинется с мертвой точки давняя тема придания садоводствам в Ленинградской области статуса сельских поселений. А это значит, что живущие там круглый год петербуржцы смогут получить постоянную регистрацию. Как известно в основном в садоводствах постоянно проживают пенсионеры, которые вынуждены вносить коммунальные платежи по месту своей городской прописки.


Не говоря уже о решении таких назревших в садоводствах вопросах, как установка стационарных телефонов, строительство больниц и поликлиник, почт, организации пожарных депо и отделов милиции. Ведь сегодня даже вывоз тела умершего садовода с петербургской пропиской сейчас нередко превращается в целую проблему. Поскольку районные «труповозки» отказываются брать «чужих покойников». А областные чиновники при этом лишь жалуются на то, как умирающие в области петербуржцы ухудшают статистику смертности.  Как рассказывал автору этих строк руководитель Союза садоводов России Василий Захарьящев, дело доходит до того, что для транспортировки покойного родственники вынуждены нанимать хлебные фургоны.


Выиграют от объединения, безусловно, и жители Ленинградской области, которые, помимо прочего, смогут пользоваться городскими лечебными учреждениями наравне с петербуржцами. А дороги в Ленобласти наконец-то по качеству сравняются с городскими.


В то же время, в случае объединения Петербурга и области, представляется весьма неопределенной судьба петербургского местного самоуправления. Летом в ходе своей пресс-конференции Валерий Сердюков, рассуждая на тему возможного объединения, полушутя привел в пример Псковскую область. Где город Псков значится Псковским городским поселением. И спросил: согласен ли Петербург, принять такой статус?


Понятно, что появление Петербургского городского поселения в составе Невского края относится к области ненаучной фантастики. Следовательно, это будет областной центр, мэр которого, в отличие от губернатора, по-прежнему избирается всенародно. Но в таком случае никто не застрахован от типичного для десятков субъектов РФ конфликта между мэром и губернатором. Впрочем, учитывая, что уже ни один мэр томится сегодня за решеткой в ожидании суда, не исключено, что к моменту образования Невского края всенародные выборы городского головы станут такой же историей, как и выборы губернаторов.


Необходимо учитывать и еще один нюанс, который может стать препятствием на пути к объединению. В Петербурге еще со времен правления Владимира Яковлева город раздроблен более чем на сотню муниципальных советов, не имеющих никакого влияния на районную исполнительную власть. В то время как в области, с одной стороны, муниципалы представляют реальную политическую силу, а с другой – в каждом из районов сложилась своя система сдержек и противовесов. И как воспримут представители районных элит объединительную реформу сказать весьма трудно.


Владислав Гольянов