С начала кризиса доля пенсионеров, получивших кредит в банке, выросла до 16%, в понедельник, 4 декабря, пишут "Известия".
Бюро кредитных историй "Эквифакс" оценило долю пенсионеров и трудоспособного населения в общем числе заемщиков по базе в 244,1 млн кредитных историй. По данным компании, в 2014 году доля пенсионеров среди заемщиков составляла 12,2%, годом позже — 13,9%, в 2016 году — 15,3% и, наконец, в этом — 16%. По словам экспертов, в условиях закредитованности трудоспособного населения банки меняют подходы к предоставлению займов пожилым людям, которым ранее они были практически не доступны.
Пенсии поступают на банковские карты, и при оформлении кредита есть возможность вписать реквизиты пенсионного счета, чтобы пенсия списывалась в счет погашения долга.
По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, хорошо, что банки начали ценить пенсионеров как клиентов, вводить для них как спецвклады, так и спецкредиты.
"Пенсионеры берут кредиты как для себя — например, на обустройство дачи, так и для детей и внуков — на покупку им тех же смартфонов, — рассказал Шелищ. — То есть в каждом случае всё индивидуально".
Если с заемщиком что-то случится, взыскивать долг придется с его детей и внуков, что усложнит для банка процесс, указал Петр Шелищ. Повышение закредитованности пенсионеров — также минус, для них комфортным является обслуживание одного кредита.
Тем не менее эксперты уверены, что доля пенсионеров среди заемщиков банков будет расти. По прогнозам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, в первую половину 2018 года их доля может вырасти с текущих 16 до 19–20%.
Таким образом, банки стали мягче в вопросах кредитования пенсионеров. Высокая платежная дисциплина этой категории клиентов стимулирует финансовые организации активнее ее привлекать. Главное, чтобы желание помочь внукам и детям не привело к росту закредитованности пенсионеров в геометрической прогрессии и к проблемам с возвратом долга.