Влияние строительства скоростной платной автомобильной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург на условия проживания населения, состояние существующей сети региональных и местных дорог и экологию изучили 14 ноября на совместном заседании комиссий Общественной палаты Ленинградской области по ЖКХ, строительству, транспорту и дорогам, по АПК, сельским территориям, природопользованию и экологии и по развитию предпринимательства и социальной ответственности бизнеса.
Вопрос строительства первой в России скоростной магистрали высшей категории инициатор заседания – председатель дорожной комиссии Юрий Соколов назвал не просто важным, но стратегическим для развития страны. Подобных проектов в Российской Федерации прежде не существовало, и вопросам сохранения окружающей среды, экологии при его разработке уделялось немало внимание. Но, как показывает практика, любой проект, даже качественно подготовленный, зачастую вызывает нарекания со стороны населения территорий, который затрагивает его реализация, как это произошло и на строительстве М11. В числе проблемных вопросов Соколов назвал не до конца отработанные схемы движения автотранспорта, расположения карьеров, мест складирования снимаемых при строительстве грунтов, и выразил надежду, что после заседания все стороны не только сделают соответствующие выводы, но и примут меры к устранению выявленных нарушений.
Исключительную значимость дорог для жизни региона отметил в своем выступлении и заместитель председателя Общественной палаты Владимир Журавлев, но не менее важны задачи создания условий жизни людей, и не может одно создаваться в ущерб другому. А потому палата не просто направит документ по результатам заседания первым лицам региона, но и возьмет под контроль его реализацию.
Решив, что лучше один раз увидеть, чем сто – услышать, инициаторы слушаний продемонстрировали собравшимся специально отснятый видеофильм, в который вошли самые различные факты и мнения о строительстве дороги. Главы поселений Тосненского района и рядовые жители говорили с экрана о том, что за 2 года большегрузами с песком разрушены все региональные дороги в зоне строительства, что население деревень, через которые осуществлялась доставка материалов, не может спать по ночам от грохота фур. Отдельная тема – выкуп под строительство автомагистрали земельных участков у фермеров, их цена далеко не всегда соответствовала реальной стоимости.
Недовольство жителей назвал справедливым помощник председателя областного комитета по дорожному хозяйству Леонид Осипчук, разрушения носят серьезный характер. В соответствии с соглашением, которое заключили подрядчик строительства М11 и комитет, к осени нынешнего года планировалось восстановить 106 километров региональных дорог, но даже из девяти участков, которым требуется первоочередной ремонт, работы выполнены лишь на одном. Чтобы повлиять на ситуацию, комитет подготовит проект письма от имени губернатора региона в адрес главы "Автодора".
О результатах проводимых проверок, выявленных нарушениях и принимаемых к их устранению мерах, участникам заседания рассказали представители природоохранной прокуратуры, ГИБДД, районной Тосненской прокуратуры и Любанского лесничества.
Немало нареканий к строителям М11 и у комитета государственного экологического контроля, по словам заместителя начальника отдела геологического надзора комитета Никиты Волка, проверки неоднократно выявляли нарушения в работе песчаных карьеров, что вело к приостановлению деятельности. Непонятно, как генподрядчик осуществлял приемку такого песка, и как его качество скажется на качестве самой дороги.
"Ни один крупный проект не может не сказаться на жизни населения, а потому необходимо придерживаться объективных критериев при оценке этого влияния", - заверили собравшихся представители заказчика строительства ООО "Магистраль двух столиц", пообещав разбираться и реагировать на все обращения жителей.