С 5 сентября на территории Ленинградской области введена плата за присоединение к электрическим сетям. Определены ставки платы для юридических и физических лиц, а также компании, которые уполномочены взимать плату за технологическое присоединение, сообщает пресс-служба областного правительства. Утверждены они приказами комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Комментирует это нововведение председатель комитета по тарифам и ценовой политике Павел Березовский.
- Приказ комитета утверждает плату за присоединение к электрическим сетям для юридических и физических лиц до 10 МВт присоединяемой мощности. Также определены зоны деятельности двух уполномоченных компаний, которые взимают плату за технологическое присоединение. Это ОАО «Ленэнерго» и ОАО «УЭК» (Управляющая энергетическая компания).
Теперь каждому потребителю, который хочет присоединиться к электрическим сетям, достаточно найти в таблице городское или сельское поселение, район, в котором он располагается, и выяснить, к какой компании
обращаться с заявкой на подключение. С приказом комитета по тарифам и ценовой политике можно ознакомиться через общедоступные правовые поисковые системы Кодекс или Гарант. Это, на самом деле, два приказа «Об установлении ставок платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям» по ОАО «Ленэнерго» (№72-п) и по ОАО «УЭК» (№ 71-п) от 31 августа 2007 года с четырьмя приложениями, где и прописаны зоны ответственности уполномоченных компаний.
Отмечу также, что присоединиться имеет право любой потребитель, и компании не имеют право отказать ему в присоединении к электрическим сетям, даже если в настоящее время отсутствует техническая возможность. Если получена заявка, они в течение определенного времени должны будут создать эту техническую возможность, то есть удовлетворить заявки всех потребителей, которые хотят присоединиться к электрическим сетям.
- По какому принципу проходило разделение полномочий между двумя компаниями?
- По принципу принадлежащих им электрических сетей. В области есть филиалы областной энергетической компании (ОАО «УЭК»), бывшие муниципальные электросетевые предприятия, а также сетевой комплекс и подстанции ОАО «Ленэнерго». Исходя из этого, и формировались зоны ответственности. Например, Всеволожское городское поселение относится к УЭК, а Сертоловское – к Ленэнерго. Или Усть-Лужское сельское поселение – к Ленэнерго, а Киришское городское поселение – к УЭК.
При разделении зон влияния уполномоченных компаний были и спорные вопросы. Наиболее сложный - по Коммунарскому городскому поселению Гатчинского муниципального района, где, как выяснилось, существует несколько собственников сетей – и железная дорога, и Ленэнерго, и бывшие муниципальные Гатчинские сети, и сети города Коммунара. В качестве уполномоченной компании могли заявиться все. И все-таки в переговорах возобладал здравый смысл, и уполномоченной компанией в Коммунаре стало ОАО «Ленэнерго».
- Есть особенности установления платы за присоединение в Ленинградской области в отличие от других регионов. Например, в ближайшем - Санкт-Петербурге?
- Если брать стоимостные показатели, то они получились ниже, чем в Петербурге. Минимальная стоимость платежа для юридического лица, предприятия, которое подключается непосредственно к распределительному устройству - подстанции 110/10 кВ по самой низкой категории надежности, составляет 16 570 рублей. Базовые ставки в зависимости от уровня напряжения и присоединяемой мощности варьируются от 16 570 рублей до 21 715 рублей (руб/кВА).
Вообще же ставки платы за присоединение дифференцированы по четырем позициям: в зависимости от уровня напряжения и присоединяемой мощности, по категории надежности электроснабжения, по удаленности от центров питания (подстанций), и деловой активности территории.
Для территорий с большим потенциалом развития установлен максимальный коэффициент деловой активности (Какт) – 1,2. Для отдаленных населенных пунктов введены понижающие коэффициенты, наименьший из них - 0,9. Например, у Муринского, Новодевяткинского городских поселений (Всеволожский район) коэффициенты 1,2, а у Толмачевского городского поселения (Лужский район) – 0,9.
Надежность электроснабжения, которая исчисляется в трех категориях, установлены различные коэффициенты – 0,96, 1,11 и 1,36 соответвенно. Надежность электроснабжения обеспечивается большими финансовыми ресурсами, равно как и обеспечение электроэнергией участка на неосвоенной территории, в «чистом поле».
Для отражения характеристики – удаленности потребителя, введен коэффициент удаленности от головных центров питания (сокращенно Куд), который также имеет три параметра – до 5 км с коэффициентом 1,1, от 5 до 10 км с коэффициентом 1,3 и от 10 до 20 км с коэффициентом 1,5.
Плата за подключение для крупных инвесторов и предприятий, которым необходимо напряжение 35 кВ и выше (свыше 10 МВт мощности) рассчитываются по индивидуальному проекту и техническим условиям.
Дело в том, что при строительстве крупных объектов в проекте закладывается и схема внешнего энергоснабжения – строительство источника энергоснабжения и линий электропередач. И в большинстве случаев этим источником пользуется только это предприятие или объект. Инвестор сам будет решать – строить эти источники самому, или направлять средства в виде платы за присоединение энергетическим уполномоченным компаниям. Исходя из параметров, обозначенных в приказе, любой инвестор может примерно оценить стоимость работ, связанных с внешним энергоснабжением. Хотя в приказе ставки платы для потребителей, которым нужно присоединить мощность свыше 10 МВт не оговариваются.
- Есть ли какие-то исключения из установленных правил присоединения к электросетям. Например, социально значимые объекты?
- Профильные комитеты Правительства в настоящее время разрабатывают перечни объектов, которые относятся к категории социальных, в том числе строятся в рамках национальных проектов. Это строительство домов, к примеру, для военнослужащих, фельдшерско-акушерских пунктов, больничных комплексов, спортивных сооружений. Для национальных проектов наиболее выгодные условия должны существовать.
- А если речь идет об индивидуальном жилищном строительстве?
- Для этого введено понятие плата за присоединение к электросетям для коммунально-бытового потребления. Если новый индивидуальный дом будет потреблять до 5 кВт мощности, то плата соответвенно составит намного меньше – всего 550 рублей. Это обычный дом с удобствами для проживания одной семьи.
Почему именно до 5 кВт? Потому что такая величина регламентирована большинством нормативных документов, и практика показывает, что такой мощности вполне достаточно. Садовые же домики рассчитываются исходя из 3 кВт присоединяемой мощности.
Владелец будущего дома также может получить в соответствующей инстанции разрешение на использование электроэнергии для отопления, и тогда величина, оплачиваемая по минимуму, изменяется с 5-ти до 15 кВт бытовой нагрузки.
Конечно, если строится огромный дом, коттедж, с подогревом бассейна, к примеру, это уже получается другая мощность. И вся нагрузка свыше 5 кВт потребителем такого строения будет оплачиваться по цене, установленной для юридических лиц данного муниципального образования, населенного пункта.
- Павел Михайлович, введение легитимной платы за присоединение к электрическим сетям в Ленинградской области и других регионах было обусловлено федеральным законодательством. Плата за присоединение станет одним из основных источников развития электроэнергетики. Какие еще преимущества даст ее использование нашему региону?
- В России еще с советских времен создана единая энергосистема, в которую входят сетевые компании, или как их называли раньше энергоснабжающие организации. После того, как появились новые законы, появилось и множество небольших частных подстанций, которые строили индивидуальные предприниматели, бизнесмены для того, чтобы запитывать электроэнергией небольшие сельскохозяйственные объекты или предприятия торговли и услуг. Например, в Выборгском районе мы насчитали 250 таких частных подстанций. Существуют также и мощные трансформаторные подстанции, которые установили частные лица, но подключать других потребителей к ним нет возможности. Единый сетевой энергетический комплекс стал постепенно разваливаться. Для того, чтобы этого не произошло, и электроэнергетика развивалась в пользу всех потребителей, был найден нормативно-правовой выход. Правительство РФ издало постановление, суть которого в легитимном способе консолидации этой собственности в специализированных сетевых компаниях, которые занимаются эксплуатацией электрических сетей.
Механизмом для такой консолидации и стало введение платы за присоединение. И наше решение, которое принято в сентябре, – это логическое завершение на уровне региона общей цепочки нормативно-правовых актов РФ. Кстати, энергетические компании платой за присоединение пользовались и до выхода этих решений, единственное, что это был не легитимный механизм, не позволяющий контролировать средства, поступающие к энергетикам, и создавать общие схемы развития отрасли. Сейчас механизм, который учитывает перспективное развитие электросетевого комплекса, консолидирует средства на это развитие, создан.