За участие в митинге с вице-губернатором по строительству Михаилом Москвиным надо заплатить две тысячи. Вступление в секту бездомных дольщиков - тоже не даром. Такой вот бизнес устроили на отчаявшихся, и уже дошло до союзного масштаба.
Спрос на вице-губернатора по строительству Ленобласти Михаила Москвина растет. Объявления в интернете испещрены предложениями, начинающимися с фразы "Уникальный шанс задать вопрос...". Далее говорится, что чиновника ждут на всероссийском митинге дольщиков, который пройдёт в эту субботу, 16 сентября, на Троицкой площади в Петербурге.
Организатором выступает некая группа "Бездомный дольщик", а в качестве контактов указаны Александр и Марина Головко. Судя по сообщениям последней, ей очень надо, чтобы Михаил Москвин не нарушил её планы на эти выходные. Если он "хотя и обещал, но все же по какой-то причине не придет на митинг, мы зададим вопросы его представителю на митинге или самому Михаилу Ивановичу в прямом эфире ТВ", - уточняет она, но не поясняет, где этот эфир произойдет.
Знакомые дольщики рассказали 47news, что перед мероприятием со столь высокопоставленным госслужащим было предложено сдать по две тысячи рублей. "Это не великая сумма. Вместе мы сила", - цитирует одна из тех, кто видел рассылку, Людмила Орлова.
По её словам, супруги Головко известны тем, кто недавно обнаружил, что сроки сдачи жилого комплекса "Ленинградская перспектива", который возводит "ЛенСпецСтрой" в Мурино, оттягиваются.
Сама 65-летняя Людмила Орлова, выделив сыну долю после продажи комнаты в коммуналке, купила однокомнатную квартиру за 1,85 миллиона рублей и надеялась, что в конце 2017 года он туда въедет. Минувшей весной, поняв, что физически существует только четвёртый этаж, хотя её недвижимость на тринадцатом, начала шерстить интернет. В официальных группах объяснений не обнаружила, зато ссылки завели на страницы к чете Головко. Они представились пострадавшими и предложили объединить усилия в борьбе за оплаченные метры.
Образовалась инициативная группа, на совещания по которой допускали только тех, кто приносил договора долевого участия и паспорта. Притом документы надо было отправить Головко на электронную почту.
Орлова рассказывает, что сначала супруги Головко расположили к себе, прежде всего тем, что пришли на встречу с дочкой, девочкой лет пятнадцати. Собирались в кафе одного из торговых комплексов возле станции метро "Озерки". Муж и жена пообещали, что активно займутся лоббированием интересов собратьев по несчастью. Для этого им нужно было немного — 55 тысяч рублей.
- Александр сказал, что деньги нужны для того, чтобы юристы помогли составить правильные письма и их можно было увезти-привезти. Писали в прокуратуру, Москвину и куда-то ещё. Что было там написано, я толком не читала. Да и никто не читал. Все после работы, сами понимаете. На первой странице внизу писали некоторые фамилии, а те, кому не хватило место, ставили автографы просто на пустых бланках, - рассказала Орлова.
По её словам, когда один из присутствующих попытался выяснить у Головко статус организации и потребовал не использовать его личные данные, тот заявил, что является частным лицом, а деньги — это пожертвования. "Парень сказал, что уходит, и его в прямом смысле взяли за шкирку, почти началась драка, я сама вынуждена была вступиться", - добавила дольщица.
Был и весенний митинг на Троицкой площади, на котором, по воспоминаниям Орловой, было примерно 25 человек. Но всех настойчиво попросили скинуться кто сколько может на организационные нужды, на рисование плакатов и прочие атрибуты. "Я дала тысячу рублей, а молодой человек, купивший в нашем комплексе две квартиры-студии, дал триста рублей. Так его потом так клеймили, что на две квартиры деньги есть, а тут всего триста рублей", - сказала Орлова.
Затем у Орловой начали закрадываться сомнения, ведь супруги Головко так и не предъявили доказательств своих трудов, а что ответили чиновники, дольщики так и не узнали.
- В тот момент у меня было такое, видимо, состояние, что я попалась на это. Никто помощи в нашей ситуации не оказывал, а Головко появились именно в тот момент. Потом стали собирать деньги на поездку Александра в Москву, тут я уже не выдержала и ушла от них. Тем, кто не сдаёт деньги, запрещают приближаться к митингам. Больше обидно за тех людей, с которых состригли деньги, а потом их выкидывают, - описывает Орлова схему, больше похожую на пребывание в секте.
Ещё одна дольщица, Светлана Копылова, рассказала, что перечислила на счёт Марины Головко 4500 рублей. "Я решила прийти на собрание, и мне сказали, что предварительно надо перечислить деньги. 1 тысячу с меня взяли за майский митинг, в котором я не участвовала, потому что разговор был в июне. 500 рублей — членский взнос в организацию, 3000 — за услуги юристов", - говорит она.
Также Копылова рассказала, что на встрече Александр Головко представился "как руководитель крупной строительной компании и человек, вхожий в коридоры власти и знакомый с нужными людьми".
- Никакой конкретики не сообщил, но люди смотрели ему в рот. Там были те, кто явно находился на грани отчаяния и цеплялся за каждую соломинку. Головко сообщил о неком плане достройки домов, а для этого нужно было отправить письма, которые чиновники якобы уже ждали, - вспомнила она.
Журналист 47news позвонил по телефону, указанному в афишах к предстоящему митингу. Представился родственником женщины, у которой в ЖК квартира. На том конце провода настойчиво интересовались установочными данными собеседника и сразу не ответили на вопрос про деньги.
- Вы сначала приходите на встречу, нам же не только деньги от вас нужны, но и ваше участие. Хорошо бы, чтобы вы с мамой вместе пришли.
- Сколько денег-то брать с собой, скажите, вдруг нужной суммы не будет?
- Две тысячи берите.
В специализированных группах в социальных сетях, где общаются дольщики "Ленинградской перспективы", отношение к Головко высказывают однозначное.
"Как эти Головко надоели, может, на деньги дольщиков они хотят себе ещё квартиру купить", - пишет Светлана Подгаецкая.
"Я, к примеру, иногородний. Мозгов хватило разобраться быстро. Иногородним действительно сложно...психологически. Они хотят ходить на митинги и писать бумажки, но не могут. И для успокоения себя готовы хоть что-то сделать, деньги перечислить хотя бы", - объясняет по этому поводу Игорь Злобин.
Кстати, слава о супругах Головко разрослась далеко за пределы Ленобласти. Союз дольщиков Краснодара вывесил предупреждение о том, что их организация не взаимодействует "с группами, в которых указано "Бездомный дольщик" и гражданами с фамилией Головко, представляющихся как лидеры движений по защите прав дольщиков".
47news немного поинтересовался личностями супругов Головко и выяснил, что там нет ничего интересного. Правда, назвать их бездомными точно нельзя. Живут в двухкомнатной квартире в панельном доме на севере Петербурга. По всей видимости, недвижимость досталась от бабушки, Фирры Исааковны. Дочь действительно есть, и ей пятнадцать лет. По состоянию на 2013 год Александр владел красным Peugeot 2007 года выпуска, серебристым и чёрным Subaru Forester 2008 года выпуска, бежевым Ford Taurus 1992 года выпуска. Супруга Марина, родом из Череповца.
В теме недвижимости ленинградец Александр Головко, видимо, немного разбирается. Раньше руководил и владел строительной компанией ООО "Элсо-Энергострой", а также был гендиректором "ООО "УК ТУ", занимающейся операциями с недвижимым имуществом. Существенных успехов компании не добились, обе ликвидированы.
После всего пережитого участники встреч называют структуру, которую представляют Головко, "Бездомные дольщики союзного масштаба". Правда, как выяснил 47news, в нашей стране нет ни одной организации, имеющей в названии словосочетание "бездомные дольщики", также как нет ни одной действующей компании, в том числе некоммерческой, которую бы учредили Александр и Марина Головко. Так что ярость, с которой был встречен один из дольщиков, задавший вопрос о юридической составляющей, понятна.
Накануне, после выхода новости о том, что Михаил Москвин не придёт на митинг, Александр Головко позвонил в редакцию. Он пытался убедить, что находится в весьма тёплых отношениях с вице-губернатором. Правда, его поток речи, в котором было чрезмерно много оскорблений (и, если честно, оскорблений тупых), больше доказывал, что наступила осень. Перед выходом этого материала мы также позвонили Головко, однако он не смог ответить на вопрос, кто надоумил его до такой модели бизнеса. И повторял одну и ту же фразу: "Перезвоните мне завтра".
Дольщики в соцсетях открыто подтрунивают и над Михаилом Москвиным, рассуждают над тем, в курсе ли он, что "его продают, а долю не заносят".
В беседе с 47news Михаил Москвин вспомнил, что действительно знаком с Александром Головко. "Точно так же, как с другими дольщиками, с которыми ежедневно общаюсь. Мой телефон есть у многих, я вообще стараюсь быть открытым для всех", - добавил он.
По словам чиновника, на митинг он прийти не обещал, потому что в принципе не приемлет такой способ общения с гражданами. Ему кажется, что лучше выезжать либо на конкретный объект, либо приглашать в свой кабинет, когда есть возможность прибавить к совещанию и специалистов.
- Головко почему-то предложил привести ко мне дольщиков ЖК "Ванино", объяснил, что поддерживает их. Это меня насторожило, ведь те дольщики сами способны до меня дойти, они не падают, чтобы их поддерживать. Знаете, у меня столько звонков, и внимания не обратил.
- Вам не обидно, что вас всего за 2 тысячи продают? - пошутили мы.
- Зато на меня есть спрос.