Сегодня Ленинградская область занимает четвертое место в России по объемам производства молока. Однако, несмотря на это, на столах жителей региона иногда появляется фальсифицированная молочная продукция. Роспотребнадзор оценивает ее объем в 3,9%. Для противодействия этому надзорные органы, власти, производители, а также торговые сети объединили усилия и подписали соглашение о борьбе с фальсификатом. Итогом работы стал запуск электронной системы контроля качества "Современная пищевая безопасность". Для чего необходима эта система и как она позволит бороться с фальсификатом – в нашем материале.
Сметана, творог, сливки, йогурты, сыры и сливочное масло входят в ежедневный рацион россиян. Молочная продукция не теряет своей популярности - это отразилось и на ассортименте магазинов. Широкий выбор полезных продуктов есть как в торговых точках премиального класса, таких как "Азбука вкуса", так и в универсамах "у дома", которые отличаются доступными ценами, - "Пятёрочках".
Стремясь обеспечить своих покупателей самыми качественными товарами, торговые сети настраивают систему поставок таким образом, чтобы продукты категории "фреш" оказались на прилавках в кратчайшие сроки. Добиться этого можно, сотрудничая с местными производителями и сокращая время на доставку продуктов в магазины. В итоге сегодня на прилавках магазинов в Петербурге и Ленобласти можно найти продукцию как известных на всю Европу производителей, так и местных поставщиков. Например, в универсамах "Пятёрочка" представлена продукция питерского молочного завода "Пискаревский", объединяющего более двух десятков крупных хозяйств-производителей молочного сырья в регионе.
Однако, чтобы попасть на полки в крупные магазины, поставщикам необходимо пройти строгий отбор. В той же "Пятёрочке" досконально изучают поставщика, качество продукции, возможности обеспечить продукцией большое количество магазинов. Это помогает бороться, в том числе и с фальсификатом. По мнению специалистов, в молочном производстве сейчас не лучшие времена: сырого молока, которое должно пройти переработку и появиться на прилавках в виде сметаны, творога, йогурта, сливочного масла - не хватает. Это стало причиной появления на прилавках фальсифицированной продукции, в которой молочный жир заменяется жиром растительным. Без указания этой подмены (которая зачастую допускается техническими условиями производства - ТУ) в выходных данных на упаковке. Чтобы этого избежать, за качество молочной продукции на прилавках магазинов борются и высокопоставленные чиновники, и сами торговые сети.
В конце июля в Ленинградской области была запущена электронная система противодействия производству и продаже фальсифицированной молочной продукции. Система будет отслеживать полный цикл производства и реализации молочной продукции на территории региона. По индивидуальной маркировке молочного продукта потребитель с помощью своего смартфона сможет без труда проследить весь его путь – от коровы до прилавка. Узнать, был ли он произведен на сертифицированном заводе, соответствует ли стандартам качества. Четырёхстороннее соглашение о запуске системы подписали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, гендиректор молочного холдинга "Галактика" Игорь Дю и исполняющий обязанности директора по взаимодействию с органами государственной власти Северо-Западного филиала X5 Retail Group Ольга Волкова.
Однако обеспечить торговые точки качественной и свежей молочной продукцией — только половина дела. Задача ритейлеров – сделать товар доступным для всех категорий населения. Крупнейшие игроки продуктовой розницы стараются делать минимальную наценку на товары первой необходимости. Промоакции, еженедельные скидки на различные группы товаров, а также спецпредложения для отдельных групп населения, такие как, например, "Семейная среда" в "Пятёрочке", пользуются сегодня большой популярностью.