Петербургский автовокзал на Обводном отказался принимать автобусы из Ленобласти и  продавать билеты на рейсы из-за конфликта с перевозчиками. Город требует оплачивать рамки и сотрудников ЧОП, оппоненты угрожают уехать в подполье. А 47news понял, что чиновники волнуются, только если намекнуть на импотенцию. 

Со вторника, 1 августа, большинство автобусов, курсирующих между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, не смогут заезжать на автовокзал на Обводном канале. Продажа билетов будет остановлена с полуночи. Это значит, что вокзал будет недоступен как минимум для сотни перевозчиков, ежедневно перевозящих тысячи человек.     

Причиной транспортного бойкота стало решение Петербургского государственного унитарного предприятия "Пассажиравтотранс" "О введении ограничительных мер на пользование услугами автобусного вокзала". Согласно документу, с августа "будет прекращено оказание услуг... по агентским и автовокзальным договорам..." тем, кто не перезаключил договор. Письмо с этой формулировкой, отправленное в адрес транспортных компаний, подписано начальником управления эксплуатации и развития автобусных вокзалов Сергеем Николаевым.

3.jpg printscreen

Отметим, что вялое противостояние перевозчиков и автовокзала длится уже год. Причина, естественно, в деньгах. По действовавшим до недавнего времени контрактам, перевозчик платил вокзалу 15% от стоимости билета. Теперь предлагается заключить два договора: на продажу билетов и на автовокзальное обслуживание. По мнению опрошенных перевозчиков, совокупно эти два договора увеличат плату автовокзалу в два раза и до 30% от стоимости билета. Естественно, никто из своего кармана платить не собирается, затраты лягут на пассажиров.   

Альтернативой автовокзалу на Обводном мог бы стать автовокзал "Северный" в Мурино. Но, как сообщили 47news в управлении по транспорту правительства Ленобласти, сегодня он работает практически нелегально, поскольку договор аренды земли с муниципалами уже истек, а про новый пока речи нет.   
  
"Рост комиссии с 15% до 23% без оплаты стоянки и до 29% в случае оплаты стоянки. Чтобы компенсировать эти расходы, потребуется поднять стоимость проезда на 8-14% сверх планового повышения по инфляции. Годовой рост составит 15-20%. В условиях острой конкуренции с нелегалами это проблематично", - отметил один из собеседников.

"В настоящее время наши рейсы уже отправляются не с автовокзала, а от набережной Обводного канала. От пассажиров жалоб ноль, наоборот, экономится время на проход и стояние в очереди перед металлоискателем и, понятно, проезд дешевле на 20%. Выкручивая руки перевозчикам, автовокзал наносит ущерб, прежде всего, себе. Перевозчики бегут с него, пропускная способность используется в полтора раза меньше от возможной. Автовокзал пытается переложить расходы на тех, кто ещё не отказался от сотрудничества", - рассказал один из перевозчиков. 

Необходимо отметить важную деталь. Если автовокзал установлен как начальный пункт согласованного маршрута, то отправка из иного места может послужить причиной исключения из реестра перевозчиков. После чего им остается выбор - либо закрываться, либо уходить в тень.  

На автовокзале объяснили стремление перейти на новые взаимоотношения вложениями в безопасность. "После изменения законодательства мы должны обеспечивать безопасность чуть ли не на уровне аэропорта, это заборы, рамки-металлоискатели, модернизация видеонаблюдения и расширение штата сотрудников транспортной безопасности, которые дежурят с сотрудником полиции", - отметил собеседник в комитете по транспорту Петербурга, знакомый с проблемой.

Ситуацией уже интересовалось УФАС по Петербургу. Антимонопольщики отмечали, что сумма вознаграждения "Пассажиравтотранса" за оказание услуги по продаже билетов в кассах зависит от суммы, на которую перевозчиком проданы билеты. "Так как стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования, соответственно, увеличивается и сумма отчислений за услугу автовокзалу. Следовательно, при продаже одинакового количества билетов перевозчики, осуществляющие деятельность на маршрутах дальнего следования, оплачивают услуги автовокзала по продаже билетов в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности. Это приводит к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой".

Любопытно, что 14 июля в комитете по транспорту правительства Петербурга состоялось совещание с участием перевозчиков. Тогда было решено продолжить пускать областные автобусы. "Пассажиравтотранс" также обязали предоставить компаниям финансовое обоснование на вокзальное и диспетчерское обслуживание. Официальный представитель автовокзала Сергей Николаев не смог ответить на вопрос, по какой причине в течение года проблема не была решена. 

- Почему о прекращении продажи билетов становится известно за день до этого?

- Вы можете приехать на вокзал и посмотреть объявление. Вчера уже люди подходили, смотрели, спрашивали, а мы отвечали. 

- Вам не кажется, что в этой ситуации и вы, и ваше руководство на пару с коллегами из Ленобласти и перевозчиками проявили, что называется, "импотенцию"? - перешел на медицинские метафоры 47news.

- Сами вы такие, как вы можете так говорить, — мгновенно разнервничался Николаев и еще долго не мог успокоиться. 

По утверждению Николаева, большинство перевозчиков уже согласились подписать новые договоры. На неоднократные просьбы предоставить список он ответил отказом, сославшись почему-то на запрет пресс-службы. 

Председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров "Регионы" Андрей Баранов уверяет в обратном. "Подписали только международники, им деваться некуда, большинство на такие условия не согласны", - отметил собеседник. Он же сообщил, что письма с просьбой вмешаться отправлены и губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, и губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.  

Непосредственный руководитель Николаева, председатель комитета по транспорту Александр Головин попытался объяснить логику действий подведомственного учреждения: "Были серьезные вливания в безопасность, скоро вообще будет два досмотра, не только перед входом в вокзал, но и перед выходом на платформу, как в аэропортах. Будет установлена рентгеновская установка. <...> Помимо этого мы должны предоставить пассажиру все услуги на должном уровне вплоть до бесплатного туалета". 

По словам чиновника, перевозчики уперлись из-за нежелания платить за эти услуги, а вокзал не может их покрывать из собственных средств. Раскрыть, из чего складывается тариф автовокзала, он отказался, сославшись на то, что к нему могут придраться.

- Пусть заключают договоры и идут в ФАС. Там есть специально обученные люди, они разберутся. Мы даже "за" такое развитие событий. Тариф десять раз пересчитан, ничего лишнего в нем нет и быть не может, — уверен Головин, добавив, что завтра увидит министра транспорта Максима Соколова. Сказал и как бы мимоходом обронил: "Будем докладывать об этой ситуации". 

Кстати, под конец разговора он сообщил, что пускать автобусы с 1 августа будут, но все передвижения будут "заактированы" и деньги, по тысяче рублей за заезд, будут взыскиваться в суде.

По мнению замначальника управления по транспорту правительства Ленобласти Михаила Присяжнюка, в Петербурге раздули пустяковую проблему:

- Наши коллеги из города действуют как слон в посудной лавке. Вместо того, чтобы договариваться, заставляют перевозчиков уходить в подполье. В конце концов, можно было поднимать цены постепенно, а не действовать столь демонстративно резко, - отметил чиновник.